Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

199

ее мирскому имени75. Это упоминание становится вполне понятным, если иметь в виду, что многие монахи празднуют день ангела
по мирскому, а не по иноческому имени (К вопросу об именах...
1897, с. 413, примеч. 2); то же наблюдается и у старообрядцев и,
по-видимому, было принято до раскола76.
Таким образом, называние монаха мирским именем не обязательно несет в себе отрицательные коннотации, хотя и может иметь такой смысл. Во некоторых случаях такое наименование имеет вполне нейтральный характер. Так, царевна Марфа
Алексеевна, сестра Петра I, которая в 1698 г. была пострижена с именем Маргарита (см. Экскурс II, § 2), может фигурировать в документах под именем «великой государыни иноки Марфы Алексеевны» (Устрялов, III, с. 408).
В летописи мы часто встречаем упоминание о смерти того или
иного князя, в конце жизни принявшего постриг в малую и затем
в великую схиму (преставившегося «в чернецах и в схиме», см.
подробнее: Экскурс І, § 4); при этом умерший князь может называться мирским, а не иноческим именем77. Мы знаем, что имя при
Как указывает дьякон Феодор Иванов († 1682 г.), именины Феодосии Морозовой приходились на 29 мая, на память мученицы Феодосии
(«Чюдо святыхъ новыхъ мученицъ и исповѣдницъ, како избави Богъ священнострадальца діякона Феодора отъ наводненія темничнаго» — Барсков, 1912, с. 155). В этот день поминаются две Феодосии — мученица
Тирская и мученица Царьградская.
Предполагается, что она родилась 21 мая и ей, в соответствиии с традицией, было дано имя святой, приходящейся на 8-й день после рождения
(см.: Мазунин, 1979, с. 93).
76
И. Г. Кабанов (1819–1882), известный старообрядческий писатель
и богослов, выступавший под псевдонимом Ксенос, указывает, что старообрядческие иноки празднуют день ангела по имени, данному им при крещении. По преставлении же инока совершаются две памяти — день преставления инока и его именины (по мирскому имени). См.: Ксенос, 1993.
77
См., например, в Суздальской летописи известие о смерти переяславского князя Владимира Всеволодовича в 1227 г. (ПСРЛ, І/2, 1927,
стлб. 450), муромского князя Давыда Юрьевича в 1228 г. (Там же); в Симеоновской летописи о смерти князя Дмитрия Ярославича (брата Александа Невского) в 1269 г. (ПСРЛ, XVIII, 1913, с. 73), ярославского
75