Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
198

Х. Иноческие имена в быту

В другом письме (1674 г.) Аввакум обращается к Феодосии
(Феодоре) Морозовой по имени и отчеству, называя ее при этом
мирским именем:
Чадо церковное, чадо мое драгое, Феодосья Прокопьевна.
Провещай мнѣ, старцу грешну, един глагол: жива ли ты?
Увы, Феодосья! Увы, Евдокея! Два супруга нераспряженная,
две ластовицы сладкоглаголивыя, две маслицы и два свещника, пред Богом на земли стояще! (Аввакум, 1979, с. 157).
Но далее, в конце письма:
Мир вам, Евдокеи и Феодоре, и всем благословенія (Аввакум, 1979, с. 159)73.
Мы видим, что иноческое и мирское имя могут свободно варьироваться — в зависимости от контекста, стиля, модальности.
Именуя свою духовную дочь то Феодорой, то Федосьей, Аввакум однажды вспоминает мученицу Феодосию Цареградскую:
Блюдися себевозношения тово, инока-схимница!... А хто
ты? Не Феодосья ли девица преподобнамученица? Еще
не дошла до тое версты!» (Аввакум, 1959, с. 213).
По-видимому, Феодора Морозова была схимницей74, но Аввакум при этом вспоминает патрональную святую, соответствующую
73
Евдокия — сестра Ф. П. Морозовой, княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова, находившаяся вместе с ней в заключении.
74
Феодосия Морозова стала монахиней ок. 1670 г. (см.: Мазунин,
1979, с. 99–100; Вургафт и Ушаков, 1996, с. 291) и, видимо, вскоре после этого приняла великую схиму. О том, что она приняла великую схиму,
не говорится ни в житии ее, ни в исследовательской литературе, мы знаем
об этом только из цитированного письма Аввакума. По-видимому, приятие великой схимы не сопровождалось изменением имени, т. е. она осталась Феодорой (что отвечало древнерусской традиции, см. выше, § IV–2).