Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

197

И тово Ивашка... едучи по дороге [архимандрит Варфоломей] пьяново постриг, и взял к себе под начал... (Субботин, ІІІ, с. 55, ср. с. 64, 67, 68, 71).
В подобных случаях монаху как бы отказывают в праве именоваться иноческим именем71.
Но всегда ли называние монаха (монахини) мирским именем
имеет такой смысл? Приходится признать, что нет: в другом контексте оно может выглядеть совершенно нейтральным.
Так, протопоп Аввакум в письме 1672–1673 гг. (из Пустозерска) к своей духовной дочери боярыне Феодосии Прокопьевне Морозовой, в иночестве Феодоре, посвященном смерти ее
сына, Ивана Глебовича, обращается к ней по имени и отчеству,
называя ее при этом иноческим именем Феодора: «Увы, Феодора
Прокопьевна, мати моя» (см. в этой связи выше, § Х–1). Но далее, переходя от торжественного стиля к разговорному, как это
характерно вообще для Аввакума (см.: Б. Успенский, 1994,
с. 45–46), он называет ее мирским именем — Федосья:
Ох, матка Божия, не все по Федосьину хотению делается
(Аввакум, 1979, с. 262)72.
В конце письма он возвращается к торжественному стилю,
называя ее иноческим именем, но без отчества (как это и обычно
в отношениях духовного отца и духовной дочери):
Мати честная и преподобная Феодора! Прости мя, грешнаго, елика согреших словом и делом и помышлением! (Аввакум, 1979, с. 263).
В Житии Евфросинии Суздальской дьявол, приняв образ отца Евфросинии, приходит к ней в монастырь и называет ее не монашеским именем Евфросиния, а мирским — Феодулия (Клосс, ІІ, с. 386).
72
Выражение Матка Божия может трактоваться как западнорусизм (ср.
польск. Matka Boża, Matka Boska). Это выражение зафиксировано в грамоте
подольского князя Юрия Кориатовича 1375 г. (Срезневский, ІІ, стлб. 119).
71