Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
196

Х. Иноческие имена в быту

его благословилъ послѣ себя на митрополію всея Русіи...
Митяю же архимандриту еще нову сущу во иночествѣ...
Митяй же архимандритъ по преставленіи Алексѣевѣ взыде на великій степень митрополію всея Русіи съ великіим
необиновеніемъ... Подобаетъ бо вѣдати, кто есть сей архимандритъ Митяй и откуду бѣ родомъ. Сей убо архимандритъ Митяй... И пребысть Митяй во архимандритѣхъ въ
Спаскомъ монастыри внутрь града 2 лѣта... (ПСРЛ, ХІ,
1897, с. 35–37)69.
Сочетание монашеского звания архимандрит с мирским
именем — да еще и в уменьшительной форме — создает комический эффект, по существу, обличая архимандрита Михаила как
лжемонаха70.
Такого рода примеры могут быть умножены. Так, например, соловецкие иноки (Герасим Фирсов и другие), подавшие
в 1666 г. челобитную царю Алексею Михайловичу на архимандрита Варфоломея, называют неуважаемого чернеца мирским,
а не иноческим именем. Речь идет о чернеце Иринархе (в миру
Иване Никитине сыне Тарбееве), однако в тексте челобитной он
фигурирует не как Иринарх, а как Ивашко, ср.:
69
Аналогично и в других летописях (ПСРЛ, VІІІ, 1859, с. 28–32;
ПСРЛ, XV, 1863, стлб. 438–440; ПСРЛ, XV/1, 1922, стлб. 124–131;
ПСРЛ, XVІІІ, 1913, с. 121–125; ПСРЛ, ХХІ/2, 1913, с. 413; ПСРЛ,
XXIV, 1921, с. 137–141; ПСРЛ, XXV, 1949, с. 196–199; ПСРЛ, XXVІІ,
1962, с. 249–251; ПСРЛ, XXVІІI, 1963, с. 79–81, 242–243; ПСРЛ,
ХХХ, 1965, с. 125–127). Во всех летописях, кроме Ермолинской, имя
Михаил («Михаил, нарицаемый Митяй») фигурирует в начале рассказа
о архимандрите Михаиле, в дальнейшем же он именуется просто Митяем (в Ермолинской летописи имя Михаил и вовсе отсутствует — ПСРЛ,
ХХІІІ, 1910, с. 121–123). В Тверской летописи он называется как Митяем, так и Митей (ПСРЛ, XV, 1863, стлб. 438–440); то же в летописном
своде 1493 г. (ПСРЛ, XXVІІ, 1962, с. 249–251).
70
«Архимандритом Митяем», помимо цитированной нами Никоновской летописи, он называется также в Ермолинской (ПСРЛ, ХХІІІ, 1910,
с. 121).