Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

195

Поведение архимандрита Михаила очевидным образом определялось тем, что он исполнял обязанности митрополита; его
и называли «нареченным митрополитом» (так он именуется в летописи — ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 37) или же просто «митрополитом» (так он именуется в ханском ярлыке, выданном ему в феврале 1379 г. — РФА, прилож., ІІІ, № 4, c. 585–586; ПСРЛ,
ХХ/1, 1910, с. 198). Однако, такого рода поведение было воспринято как неправомерное посягательство на духовную власть.
Мы уже встречались с подобным случаем, когда речь шла
о Феодоре, нареченном епископе Владимирском и кандидате
на Владимирскую митрополию, который, напомним, тоже самовольно возложил на себя белый клобук. Летописи, осуждая
поведение Феодора, именуют его уменьшительным именем (используя, по-видимому, уменьшительную форму иноческого имени) — «Федорцем» и «белым клобучком» (см. выше, § Х–2).
В данном случае летописцы поступают иначе — архимандрит
Михаил последовательно именуется своим м и р с к и м именем
(также в уменьшительной форме).
Так, в Никоновской летописи рассказ об архимандрите Михаиле, нареченном митрополите, начинается словами:
По преставленіи же блаженнаго Алексѣя митрополита
Кіевскаго и всея Русіи взыде на его мѣсто святительское
и на его степень нѣкоторый архимандритъ, именемъ Михаилъ, нарицаемый Митяй (ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 35).
После этого на всем протяжении рассказа (ПСРЛ, ХІ, 1897,
с. 35–41) он последовательно называется «архимандритом Митяем» или же просто «Митяем» (он называется также «попом
Митяем» там, где речь идет о событиях, предшествующих постригу). Ср.:
Преже же сего князь великій Дмитрей Ивановичь того Митяя архимандрита просилъ у Алексѣя митрополита, чтобы