Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
194

Х. Иноческие имена в быту

В качестве управляющего митрополией архимандрит Михаил
носил белый клобук, крест с парамандом и другие знаки митрополичьего достоинства. Ср.:
Михаилъ, нарицаемый Митяй... странно нѣкако и необычно, облечеся въ весь сан митрополичь и възложи на себя
белый клобукъ митрополичь, и мантію митрополичю со источникы и со скрижалми, и крестъ златъ съ парамандою
съ златомъ и бисеромъ усаженною митрополичю, и посохъ
златъ митрополичь и печать митрополичю на себе возложи,
и прочее, въ весь сан митрополичь сам себя постави (ПСРЛ,
ХІ, 1897, с. 35; ср.: ПСРЛ, VІІІ, 1859, с. 28; ПСРЛ, ХV/1,
1922, стлб. 134; ПСРЛ, ХV, 1863, стлб. 438)67.
Митрополит Киприан писал об этом Сергию Радонежскому
и Феодору Симоновскому в 1378 г.:
...како у вас стоит на митрополице месте чернец в монатьи
святительской и в клобуце, и перемонатка [т. е. параманд]
святительская на нем, и посох в руках? (РИБ, VІ, № 20,
стлб. 180)68.
67
Ср.: «И на дворѣ митрополичѣ живяше, и на мѣстѣ и на зголовьи
митрополичѣ седяше, и хожаше во всемъ сану митрополском, и въ бѣломъ
клобукѣ, и въ мантіи; и ризницу митрополичю взя, и бояре митрополичи
служаху ему, и отроци митрополичи предстояху ему, и егда мало гдѣ двигняшеся, сіи вси, рищуще, предтицаху ему. И все, елико подобаеть митрополиту, сотворяшеся предъ нимъ и елико честь и слава и санъ и чинъ достоитъ митрополиту, всѣмъ тѣмъ обладаше и властвовавше Митяй [т. е.
архимандрит Михаил]; и суды судяше, и дани, и оброкы, и пошлины емляше» (ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 36).
Крест с парамандом был одним из отличий митрополита. См.: Савва
Тихомиров, 1863, с. 12 второй пагинации; Голубинский, ІІ/1, с. 236–237
(примеч. 2). О белом клобуке см.: Б. Успенский, 1998, с.429–439.
68
Насколько можно понять, Киприан обвиняет архимандрита Михаила не в том, что тот облачился в одежду митрополита, но в том, что,
не будучи епископом, он присвоил себе знаки святитель­ского достоинства.