Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

193

соответствии с условиями своего поставления Киприан стал
претендовать на духовную власть на всей русской территории
(как в Великой, так и в Литовской Руси), однако его полномочия не были признаны московским великим князем. В качестве
«митрополита всея Руси» Киприан явился из Киева в Москву (в
1378 г.), но был оттуда изгнан князем Дмитрием Ивановичем,
у которого был уже свой кандидат в митрополиты, архимандрит
Михаил.
Перед тем как отправиться в Константинополь для поставления, Михаил вознамерился стать епископом. По-видимому, он
ориентировался при этом на своего предшественника, митрополита Алексия, который был поставлен в митрополиты, будучи
уже епископом; подобно Михаилу, Алексий был русским и кандидатом московского великого князя, и его поставление отличалось от поставления на русскую митрополию греков, избранных
в Константинополе (см. подробнее: Б. Успенский, 1998, с. 377–
380).
Михаил не мог быть рукоположен в епископы митрополитом
(как это было обычно вообще при поставлении в епископы), поскольку митрополитом был Киприан, не признаваемый в Москве.
Он (Михаил) захотел быть поставленным другими епископами;
канонически это было возможно, но было беспрецедентным явлением. Эта попытка не увенчалась успехом из-за вмешательства Дионисия, архиепископа Суздальского (который сам хотел
стать митрополитом). Архимандрит Михаил отправился в Константинополь для поставления в митрополиты, но по пути скоропостижно скончался (в 1379 г.)66.
удовлетворить политические претензии Ольгерда, великого князя литовского. В свою очередь, восстановление Киприана в звании киевского митрополита приблизительно совпадает со смертью митрополита Пимена
(† 1389 г.).
66
После смерти архимандрита Михаила, которая случилась перед
прибытием корабля в Константинополь, в митрополиты был поставлен
вместо него переяславский архимандрит Пимен, бывший в составе его свиты (см. выше, примеч. ???).