Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
192

Х. Иноческие имена в быту

Михаил) и в тот же день — небывалое явление на Руси! — был
возведен в архимандриты (ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 36–37). Пострижение в монахи прямо связывается в летописи с предназначением его в преемники митрополиту Алексию (Там же, с. 37).
На вакантное место митрополита Киевского и всея Руси
претендовал также находившийся в Киеве митрополит Киприан (ок. 1330–1406), который при жизни митрополита Алексия
(в 1375 г.), был поставлен в митрополиты «Киевские и Литовские» с тем, чтобы после его смерти стать его преемником с полномочиями митрополита «Киевским и всея Руси» (см.: Б. Успенский, 1998, с. 381–391)65. Когда Алексий скончался, в полном
Поставление Киприана — крайне необычное и весьма сомнительное
с канонической точки зрения — было обусловлено, по-видимому, стремлением Константинополя вернуться к принятой ранее практике определения
кандидата на русскую митрополию, когда в митрополиты ставилось лицо,
избранное в Константинополе, а не на Руси. Митрополит Алексий был
поставлен (в 1354 г.) по просьбе русского великого князя (Семена Ивановича Гордого), и в Константинополе явно опасались того, что это может стать традицией. В дальнейшем поставление Киприана на киевскую
митрополию было признано неканоничным: в 1380 г. он лишается титула «Киевский» и остается — и то лишь «по снисхождению» — митрополитом «Малой Руси и Литвы» (РИБ, VI, прилож., № 30, стлб. 179–180, ср.
стлб. 169–170). В свою очередь, в 1389 г. признается недействительным
постановление 1380 г., и в синодальном определении патриарха Антония
IV Киприан именуется митрополитом «Киевским и всея Руси» (РИБ, VI,
прилож., № 33, стлб. 199–200), после чего в 1390 г. — уже после смерти
Дмитрия Ивановича — Киприан переезжает в Москву.
Изменение титула митрополита Киприана в 1380 г. было связано с появлением на сцене митрополита Пимена (1380–1389). Признавая незаконным поставление Киприана на киевскую митрополию в 1375 г., синодальный акт 1380 г. усваивал Пимену титул митрополита «Киевского
и Великой Руси», тогда как Киприан оказывался митрополитом «Малой
Руси и Литвы». При этом оговаривалось, что после смерти Киприана Пимен или его преемники должны будут вновь именоваться митрополитами «Киевскими и всея Руси»; в этой связи указывалось, что на митрополию Киевскую и всея Руси будут ставиться по просьбе из Великой Руси;
Киприан же изначально не был кандидатом московского великого князя, и его поставление на киевскую митрополию в 1375 г. призвано было
65