Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

191

продолжал именоваться своим иноческим именем; как мы упоминали, его мирское имя было Юрий (Георгий) (см. выше, § Х–2).
Вероятно, «расстригой» называется при этом человек, самовольно оставивший монастырь; формального расстрижения в данном
случае, по-видимому, не было63.
Таким образом, наименование монаха мирским (крестильным) именем в некотором смысле может ассоциироваться с расстрижением. Поэтому оно может иметь уничижительный характер: оно может выступать как символическое развенчание,
непризнание за именуемым лицом монашеского статуса.
Приведем несколько примеров.
После смерти Алексия, митрополита Киевского и всея Руси
(† 1378 г.), великий князь Дмитрий Иванович (Донской) назначил управлять митрополией архимандрита московского Спасского монастыря Михаила (в миру Дмитрия). Священник Дмитрий, ставший затем архимандритом Михаилом, был духовником
и печатником князя Дмитрия Ивановича64. По замыслу великого князя, он должен был стать преемником Алексия на митрополичьей кафедре. Князь Дмитрий Иванович настоял на том,
чтобы его духовник (священник Дмитрий) за два года до смерти
митрополита Алексия (т. е. в 1376 г.) принял постриг (с именем
63
Григорий Отрепьев был известен прежде всего под своим иноческим
именем, как беглец из Чудова монастыря: когда его разоблачали как ложного царевича Дмитрия Ивановича, аргументом было то, что в действительности — это монах Григорий Отрепьев. Сам Григорий Отрепьев (мы
исходим из того, что именно он был самозванцем), для того чтобы отвергнуть эти обвинения, держал при себе монаха Леонида, которого он переименовал в Григория Отрепьева (РИБ, ХІІІ, стлб. 48; С. Соловьев, IV,
с. 405). С точки зрения сторонников Бориса Годунова этот монах был лжеЛжедмитрием.
64
О его происхождении летопись говорит следующее: «Подобаетъ...
вѣдати, кто есть сей архимандритъ Митяй [т. е. архимандрит Михаил]
и откуду бѣ родомъ. Сей убо архимандритъ Митяй сын Тѣшиловского попа
Ивана, иже на рѣцѣ Окѣ, и потомъ Митяй бысть единъ от Коломеньскыхъ
поповъ» (ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 36). Таким образом, Митяй был полным тезкой великого князя: оба были Дмитрии Ивановичи.