Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
190

Х. Иноческие имена в быту

расстрижении он стал именоваться вновь Александром. 31 июля
1863 г. им был подписан следующий документ:
Дана сия подписка в присутствии Владимирской Духовной Консистории, согласно определению ее, бывшим архимандритом Федором в том, что как сложивший с себя
по собственному желанию и с разрешения Св. Синода сан
священнослужительский и монашеский не должен по силе
258 ст. от ІХ т. Свода Законов именовать себя архимандритом, кавалером и магистром, носить монашеские одежды и обязан называться по имени, отчеству и фамилии,
а именно: Александр Матвеевич Бухарев (Н. Соловьев,
1997, с. 306).
В те же годы снял с себя сан инспектор Киевской духовной
академии иеромонах Валериан Орлов и стал вновь назваться
своим мирским именем Василий. На это событие отозвался архиепископ Никанор Бровкович, который писал после смерти бывшего иермонаха Валериана:
Помянем многоскорбную отшедшую от нас душу бывшего
иеромонаха Валериана, в миру двукратно Василия Орлова (Никанор Бровкович, 1896, № 3, с. 31; ср. № 1, с. 246,
253–254)61.
Возвращение к мирскому имени происходило при формальном расстрижении и в других случаях62. Отметим, вместе с тем,
что Григорий Отрепьев († 1606 г., если считать, что это то же
лицо, что и Лжедмитрий І), хотя и был объявлен «расстригой»,
Никанор говорит о том, что Валериан был двукратно Василием,
поскольку Орлов носил это имя как до пострига, так и после расстрижения.
62
Так, в частности, в 1912 г. был расстрижен иеромонах Илиодор (в
миру Сергей Михайлович Труфанов, 1880–1952), после чего он стал именоваться Сергеем (см.: Труфанов, 1917). Примечательно, что, женившись,
он назвал одного из своих сыновей Илиодором.
61