Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Изменение имени: всегда ли оно сопровождалась пострижением?

19

‘Некоторые вступают в монастыри, облекаются в рясу,
может быть, даже с Трисвятым в храме, переменяют имя
и вообще живут и внутри, и вне обители как монахи... прежде чем принять полное монашеское пострижение’ (Раллис и Потлис, ІІ, с. 665; Минь, CXXXVII, стлб. 1028)13.
Пятое правило Двукратного собора говорит о том, что желающему
стать монахом необходимо предварительно пройти трехлетнее испытание
в мирском одеянии; в некоторых случаях этот срок может быть сокращен
до полугода. Вот что говорит Вальсамон по этому поводу: «...так как некоторые вступают в монастыри, облекаются в рясу, может быть, даже с Трисвятым в храме, переменяют имя и вообще живут и внутри, и вне обители как монахи; но прежде чем принять полное монашеское пострижение,
снимают с себя образ и обращаются в мирскую жизнь, а иногда и сопрягаются законным образом с женами; то некоторые утверждали, что таковые
не делают ничего незаконного, но что они имеют право в течение установленного правилом трехлетия выходить из обители без предосуждения, слагать монашеские одежды и надевать мирские; потому что и правило дает
предписание о постригаемых ранее трехлетия, а не о тех, которые еще находятся на испытании и суть рясофоры. А другие говорили, что правило
называет монашеским образом пострижение; но не предписывает, чтобы
испытание совершалось в монашеском одеянии, и не предполагает того,
чтобы кто-нибудь бросал это одеяние, надевал мирское и удалялся. Отсюда открывается, что несущий испытание должен нести оное в мирском
одеянии; ибо кто однажды облекся в монашеское одеяние, тому не должно
быть дозволено сегодня являться перед публикой монахом, а завтра выступать мирянином и как бы шутить, подобно актерам, над святым образом;
поэтому правильнее было бы принуждать их к принятию пострижения...
Иные же высказывали, что, сделавшись рясофорами с Трисвятым, не должно быть дозволяемо обращаться в мирян; а которые приняли образ без
этого, те бесспорно могут в течение трехлетия слагать с себя монашеские
одеяния и надевать мирские... Таковы были мнения некоторых. А большинство людей более благоговейных думают, что, кто вошел в монастырь
и, как бы то ни было, надел черное одеяние и живет подобно монахам, тот
не имеет права сделаться опять мирянином; ибо, говорят, ему можно было
в течение трехлетия вынести испытание в мирской одежде. А так как он
надел монашеское платье, то должен быть вынужден к выполнению своего
предположения...» (Прав. поместн. соборов, ІІ, с. 812–813).
Ср. в этой связи в канонических ответах патриарха Луки Хризоверга (1157–1169/70): «Некто мирянин пришел в монастырь, желая
13