Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

189

В 1730 г. Лев Юрлов, епископ Воронежский, был расстрижен и стал именоваться Леонтием. Феофан Прокопович говорит
о нем: «бывший Воронежский Епископ Лев (что ныне разстрига
Леонтей)» (Дело о Феофане Прокоповиче, 1862, с. 73)58.
В 1731 г. иеродиакон Иона (в миру Иосиф), написавший пасквили на Феофана Прокоповича, был расстрижен, и его стали
именовать не Ионой, а Осипом (см.: Чистович, 1868, с. 311).
Добровольный отказ от монашеских обетов также предполагал возврашение к мирскому (крестильному) имени59. Архимандрит Феодор Бухарев (в миру Александр Матвеевич Бухарев, 1824–1871) в 1862 г. после запрещения Синодом его
труда «Исследования Апокалипсиса» подал прошение о выходе
из монашества60. Прошение было удовлетворено в 1863 г., и по
Мы говорим о нем в Экскурсе ІІ (примеч. ???). В 1742 г., после восшествия на престол Елизаветы Петровны, он был восстановлени в монашестве и ему был возвращен сан (Строев, 1877, стлб. 837).
59
Случаи добровольного выхода из монастыря известны в Древней Руси,
но при этом никакой ясности с тем, как обстояло дело с иноческим и крестильным именами, здесь не наблюдается. Так, князь Рюрик Ростиславич,
насильно постриженный в 1205 г., покинул монастырь, «сметѧ с себе чернечьскыѣ порты» (мы говорим о нем подробнее в Экскурсе II, § 2). В XIII в.
крестился и принял постриг литовский князь Воишелк, сын Миндовга. Спустя некоторое время он покинул монастырь и стал княжить в Новгороде Волынском, после чего снова вернулся к монашеской жизни («взѧ на сѧ
чернѣчькии порты») (ПСРЛ, II, 1908, стлб. 858–863, 864–869; ПСРЛ,
III, 2000, с. 84–85, 313–314, 455) (ср. аналогичное поведение болгарского царя Бориса-Михаила: Турилов, 2003, с. 30–32). В Сказании о начале Киево-Печерского монастыря рассказывается об иноке Михаиле (Михале
Тольбековиче), покинувшего обитель (ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 191; Абрамович, 1911, с. 71); мы упоминаем об этом эпизоде выше, § Х–1.
60
Это был не первый прецедент такого рода. В 1830 г. прошение
в Синод о снятии монашеского сана подал Иакинф Бичурин (в миру Никита Яковлевич Бичурин, 1777–1853), знаменитый синолог, мотивируя это
тем, что не может соблюдать монашеские обеты. Синод согласился на его
просьбу, но в 1832 г. решение это не было утверждено императором Николаем І (см.: Н. Веселовский, 1897, с. 155). Мы не знаем, обсуждался ли
при этом вопрос о возвращении к прежнему (крестильному) имени.
58