Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
186

Х. Иноческие имена в быту

родителей Максима и Зиновіи в Подольскомъ градѣ Немировѣ рожденъ 1682 года, Октября 26 дня, во святомъ
крещеніи Димитрий, при постриженіи и въ совершенный
чинъ монашества и приятія Іеродіаконства во единъ день
1707 мая 2 въ Сибирскомъ градѣ Тюменѣ Дамаскинъ,
при возведеніи в санъ Іеромонаха въ соборной церквѣ
града Іркутска 1709 Августа 16 Іероѳей нареченъ, изволеніемъ и рукоположеніемъ Преосвященнаго Варлаама
Косовскаго Епископа Іркутскаго и Нерчинскаго, приснаго
своего благодетеля и наставника... (Иакинф Карпинский,
1802, с. 24–25).
Тогда же, видимо, и при тех же обстоятельствах Варлаам
Коссовский рукоположил в иеродиаконы Сисоя Шмигельского,
переменив ему иноческое имя Сисой на Симеон (см.: Харлампович, 1914, с. ХІІІ)54.
То же, возможно, произошло с Феофаном Прокоповичем, который в 1705 г. сменил иноческое имя Самуил на Феофан (см.
выше, § ІІІ–2). Как мы уже говорили, скорее всего, имя Самуил
он получил в рясофоре, а Феофан — при пострижении в малую
схиму, но нельзя исключать и другую возможность: Самуил могло быть мантийным именем (полученным в малой схиме), тогда
как имя Феофан в принципе он мог получить при рукоположении в иеродиаконы или иеромонахи.
Изменение иноческого имени при рукоположении — вне всякого сомнения, греческий обычай, который спорадически отражался на Руси. Как митрополит Фотий, рукоположивший новгородских архиепископов Симеона (ранее Самсона) и Евфимия
(ранее Емельяна), так и патриарх Феофан, рукоположивший
Иосифа Курцевича (ранее Иезекииля), были греками. Епископ
Варлаам Коссовский, рукоположивший Иерофея Прилуцкого
54
О дальнейшей судьбе Иерофея Прилуцкого см.: Иерофей..., 1897.
Иеромонах Симеон Шмигельский упоминается в 1742 г. как кандидат для
миссионерской поездки в Пекин (Николай Адоратский, 1887, с. 170–171).