Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
7. Монашеские инаугурационные имена

185

переименованию при мо­нашеском постриге), ср. «Исповедание
веры» Евфимия Брадатого, произнесенное непосредственно перед хиротонией, где он еще говорит о себе как о «Емельяне священноиноке» (ААЭ, І, с. 463, № 370).
Случаи переименования при епископской хиротонии известны и позднее. Так, в 1621 г. Иезекииль (в миру Иван Дмитриевич
Курцевич, † 1642 г.), архимандрит Запорожского Трехтемировского монастыря, был рукоположен иерусалимским патриархом
Феофаном в епископа Владимирского и Брестского. При этом он
получил новое имя: из Иезекииля он стал Иосифом (см.: Харлампович, 1914, с. 32, примеч. 5).
В сер. XIХ в. старообрядцы-поповцы, отколовшиеся от Белокриницкой иерархии, жребием избрали себе патриарха. В жеребьевке участвовали три кандидата: два епископа — симбирский Софрония и уральский Виталий — и старец Израиль.
Жребий выпал на Израиля, который 17 января 1854 г. был Софронием и Виталием рукоположен в патриарха Всероссийского
(после чего тот их возвел в митрополиты). При поставлении Израиль был переименован в Иосифа (см.: Арсений, 1995, с. 24–
25; Бриллиантов, 1903, с. 13–15; Вургафт и Ушаков, 1996,
с. 65; Б. Успенский, 1998, с. 307)53.
Известны также случаи изменения иноческого имени при
рукоположении в иеромонахи или иеродиаконы. Так, 16 августа 1709 г. Варлаам Коссовский (ок. 1654–1721), епископ Иркутский, рукоположил в иеромонахи иеродиакона Дамаскина (в
миру Дмитрий Максимович Прилуцкий, 1682–1628), изменив
ему при этом имя Дамаскин на Иерофей. Ср. надпись на гробнице в московском Новоспасском монастыре, где говорится, что
Иерофей Прилуцкий скончался в сане архимандрита:
Здѣсь погребенъ рабъ Божій Іероѳей Прилуцкій НовоСпасскій сея обители Архимандритъ... отъ благочестивыхъ
53
По соборному суду белокриницкого митрополита Кирилла в 1856 г.
эти поставления были признаны незаконными.