Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
184

Х. Иноческие имена в быту

суботу 3-ю поста, 21 [Марта] попомъ сверши, а в недѣлю
средокрестъную, въ 22, на память святаго отца Василья,
поставленъ бысть архиепископом великому Новуграду въ
церкви архистратига Михаила, и нареченъ бысть от митрополита Симеоном (ПСРЛ, ІІІ, 2000, с. 405–406; Новг.
лет., 1879, с. 40, 138, 256; ПСРЛ, ІV/1/2, 1925, с. 415;
ПСРЛ, VI/1, 2000, c. 536; ПСРЛ, VI/2, 2001, c. 41–42;
ПСРЛ, ХVІІ, 1907, стлб. 57, 132; ПСРЛ, ХХХV, 1980,
с. 55, 106; ПСРЛ, ХХХІХ, 1994, с. 141; ПСРЛ, XLIII,
2004, c. 170; Белокуров, 1897, с. 66)52.
Ср. о поставлении архипископа Евфимия Брадатого
(1424–1428):
В лѣто 6931 [= 1423 г.] Омельяна черньца възведоша
по жеребью отъ святого Въскресенія на Деревяницѣ...
В лѣто 6932 [= 1424 г.] поставленъ бысть Омельянъ владыкою, на Москвѣ, отъ митрополита Фотѣя, и нареченъ
бысть Еуфимій (ПСРЛ, ХVІ, 1889, стлб. 177; ПСРЛ, ІІІ,
2000, с. 414–415; Новг. лет., 1879, с. 138; ПСРЛ, ХХV,
1949, с. 248; ПСРЛ, XLIII, 2004, c. 176).
В Никоновской летописи говорится: «...прииде из Новагорода епископ Емельян, нареченный от Фотея митрополита Еуфимей» (ПСРЛ, ХІІ, 1901, с. 8); в Житии Ионы, архиепископа
Новгородского: «...от архиепископа Емелиана, иже Еуфимиемъ
переименованнаго» (Рождественская, 1999, с. 234); в Житии
Михаила Клопского: «И после Феодосиа сведоша мужа честна
на сени Омельяна, нареченаго на владычьство Еуфимья» (Дмитриев, 1958, с. 93).
Переименование происходило в процессе хиротонии,
т. е. было, видимо, включено в саму церемонию (подобно
52
О процедуре выбора епископа жребием в Новгороде см.: Б. Успенский, 1998, с. 286–303.