Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
7. Монашеские инаугурационные имена

183

26–27). Псевдоним Серапиона Машкина — это типичная имитация редкого (нестандартного) иноческого имени: как мы упоминали, монахи могут получать имена ветхозаветных персонажей, которые не даются при крещении (см. выше, § Х–1)51.
7. Остается сказать об и н а у г у р а ц и о н н ы х формах иноческих имен. Речь идет об именах, получаемых, так сказать, «ex
officio» — при посвящении в новый, высший сан. При этом рукополагаемому иноку может даваться новое имя (нередко начинавшееся на ту же букву, что и имя иноческое). Переименование
такого рода не является общим правилом, и такие случаи всегда
индивидуальны.
Так, в Древней Руси была возможна перемена имен при
епископской хиротонии: чернец Самсон был назван при поставлении Симеоном (1416 г.), чернец Емелиан — Евфимием
(1424 г.); в обоих случаях новое имя дает митрополит Фотий,
который совершает поставление. Ср.:
Того же лѣта [1415 г.] новгородци, сдумавъ на Ярославлѣ
дворѣ и ставъ вѣцѣмъ у святѣи Софѣи, и положиша три
жеребьи на престолѣ, во имена написавъ: Самсона чернца от святого Спаса с Хутина, Михаила игумена от святого Михаила с Сковороткѣ, Лва игумена святѣи Богородици с Колмова; и по отпѣтьи святыя службы Василии
протопопъ старыи пръвое вынесе на вѣцѣ Лвовъ жеребеи,
по сем Михаиловъ, а на престолѣ остася Самсоновъ. И посадникъ Оньдрѣи Иванович и тысячкыи Олександръ Игнатьевич с новгородци възведоша Самсона честно в дом
святѣи Софѣи на сѣни...
В лѣто 6924 [= 1415 г.]... в недѣлю 2-ю поста, [Марта въ]
15... Фотѣй митрополит постави Самсона диакономъ, а в
51
Демон Zabulon являлся люденским одержимым монахиням-урсулинкам, которые обвинили в чародействе аббата Урбана Грандье в 1630-е
гг. См. о люденском процессе: Рапли, 1998.