Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
182

Х. Иноческие имена в быту

Около 1620 г. в Захарией Копыстенским († 1627 г.), иеромонахом, а в дальнейшем архимандритом Киево-Печерской лавры, в лаврской типографии была издана «Книга о вере». Свое
предисловие к этой книге он подписал именем Азария: «твори́
іеромонах Азарíас» (Ф. Титов, 1916–1918, прилож., с. 34; Запаско и Я. Исаевич, І, с. 41, № 132). Имя «Азарíас» написано
без конечного ера — несомненно, имеется в виду греческая форма имени (Αζαρίας).
Архимандрит Серапион Машки́н (в миру Владимир Михайлович Машки́н, 1854–1905) именовал себя «монахом Завулоном». П. А. Флоренский писал, что его магистерская диссертация, представленная в 1900 г. в Московскую духовную
академию, была возвращена с предложением внести поправки.
В исправленном варианте значилось: «(Монахъ) Завулонъ Машкинъ. Система Философіи. 1904». На следующей странице было
написано: «Архимандритъ Серапіонъ Машкинъ. Система Философіи: Опытъ научнаго синтеза. Въ двухъ частяхъ, 1903–1904»
(Флоренский, 1914, с. 620).
Именем Завулон называется в Библии один из сыновей Иакова (от Лии — Быт. ХХХ, 20, XXXV, 23, XLVI, 14; Чис. XXVI,
Оппоненты Смотрицкого обыгрывают это наименование, называя его
«Theomach Pornolog» или «Krzywolog» (см.: Фрик, 1987, с. 463)
Ср. еще направленную против Брестской унии книгу «Apokryzis», изданную в 1597 г. под именем Христофора Филалета (φιλαλήθης ‘правдолюбивый’), автором которой был, как полагают, польский кальвинист Мартин
Броневский (Христофор Филалет, 1597). Перевод этой книги на западнорусский язык вышел в Остроге в 1598–1599 гг. (Запаско и Я. Исаевич, І,
с. 32, № 44; Гусева, ІІ, с. 1077, № 157, рис. 157.1), причем на титульном
листе к словам «Христофора Филалета» дана глосса: «Христоносца истиннолюбца». Ответом на эту книгу стал «Антирризис / Ἀντίῤῥησις» (1599–
1600 гг.), написанный, по-видимому, Ипатием Потеем (в миру Адам Львович Тышкович, 1541–1613), епископом Владимирским и Берестейским,
позднее митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (Ипатий Потей,
1599). См.: Макарий Булгаков, VI, с. 173, 595 (примеч. 226, 230), 651
(примеч. 55*), 652 (примеч. 56*); Студинский, 1900; Гусева, ІІ, с. 1088–
1089, № 166, рис. 166.1–166.8.