Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
178

Х. Иноческие имена в быту

В Житии Адриана Пошехонского († 1550 г.) появляется
чернец, который сообщает свое прозвище (Бестуж), но не называет себя по имени; имени его не знает никто. Эта парадоксальная ситуация объясняется, когда мы узнаем, что чернец этот —
ангел, посланный свыше, чтобы указать Адриану и его спутнику
Леониду место для основания скита (см. в этой связи: Дмитриев,
1973, с. 201–202). Загадочность этого чернеца усугубляется
его прозвищем: слово бестуж означает ‘бестыжий’. Как отсутствие христианского имени, так и неблагозвучность прозвища
должны вызвать отрицательные ассоциации, скрывая подлинную сущность Божьего посланника (точно так же ведут себя
юродивые, скрывая свою сущность). Ср.:
Бысть некий черноризецъ, рекомый Бестужь — имя его недовемъ, Богъ весть его. Явися в лавре Корнилиеве [в монастыре, основанном в 1497 г. Корнилием Комельским,
† 1538 г.] сей черноризецъ. Великий же отецъ нашъ преподобономученикъ Андреанъ, тогда ему диакону сущу
во ограде Пречистыя Богородицы в Корнилиеве монастыре и великаго Антония лета 7048 [1540 г.; Корнилиев монастырь был посвящен Введению Богоматери и в нем был
придел Антония Великого]. Боголюбивыи же и блаженный
страдалецъ Андреанъ, видя святолепна старца во храме
Пречистыя Богородицы и прилепися к старцу, вопрошаетъ
его о имени. Отвеща черноризецъ: «Азъ есмь Бестужь».
Преподобный же вводитъ его во свою келию и вопрошаетъ
старца о ползе душевней. Рече же ему черноризецъ: «Вижу
тя, отче, чадолюбива отца и пустынножителя и желаеши
Пречистыя домъ прекрасенъ строити и хощеши инокъ множество собрати. Что тебе реку? И како возглаголю? Ты самъ
насъ, отче, ползуеши своимъ смирениемъ. Точию вемъ пустыню непроходимую, в нейже от человекъ никтоже бысть
и боголюбивымъ человекомъ велми добродетелна спастися». Господь рече: «Прославляюща мя прославлю» (І Цар.
ІІ, 30). Такоже и сей преподобныи по Корнилии проситъ