Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
5. Прозвища монахов

177

митрополит поставлен от латыни или от турскаго области,
не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединениа ми с ним не имети никакова (РФА, III, прилож., № 38,
с. 690; РИБ, VI, № 92, стлб. 683, примеч. 2).
Эта характеристика Спиридона повторяется затем, в 1505–
1511 гг., в тексте епископской присяги, отредактированной митрополитом Симоном. Поставляемый епископ, согласно этому
тексту, должен отречься, среди прочих, от Спиридона Сатаны:
Отрицаюжеся и проклинаю... Спиридона, нарицаемаго Сатану, взыскавшаго в Цариграде поставления, в области
безбожных турок поганаго царя, такожде и тех всех отрицаюсь, еже по нем некогда случится кому приити на Кыев
от Рима латинскаго или от Царяграда Турецькыя дръжавы... (Идея Рима…, 1993, с. 126–127; РИБ, VI, № 52,
стлб. 451–452, примеч. 3).
В 1495 г. на киевскую кафедру был избран митрополит Макарий († 1497 г.); он был поставлен епископами Литовской Руси
без предварительного благословения константинопольского патриарха43. Его именовали подобно тому, как называли Спиридона Сатану, — Макарий Черт. Ср.:
Того же лѣта [1495 г.] събрашася епископи володимерскии Васиянь, полоцкии Лука, туровьскыи Васьянь, луцкии Иона и поставиша митрополитом Макариа архимандрита, порѣклом Чорта, Киеву и всеа Руси... (ПСРЛ,
XXXV, 1980, с. 123).
В этих двух случаях перед нами пейоративные прозвища, которые имеют, возможно, не нейтральный, а обличительный характер.
43
Патриаршее благословение было получено postfactum. См: РФА,
ІІІ, прилож., № 20, c. 633–635, ср. с. 628; Б. Успенский, 1998, с. 42, 417.