Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
176

Х. Иноческие имена в быту

не разоумѣюще силы и бл[а]г[о]дати Б[о]жиа, бываемыѧ
в тебѣ и тобою (Дружинин, 1897, с. 89; Кушелев-Безбородко, IV, с. 161).
Между тем Вторая Софийская летопись сообщает о кончине
Стефана Пермского в следующих выражениях:
Того же лѣта [1396 г.] преставися епискупъ Пермьскій
Стефанъ Храпъ; и положенъ въ Спасѣ Милостивомъ
на Москвѣ. Сей же бысть тамо епискупъ, той бо грамоту сложи Пермьскую, гораздъ бо бѣ Греческѣи грамотѣ
(ПСРЛ, VI, 1853, c. 128–129).
Как видим, прозвище Храп выступает в последнем случае
как нейтральное, без какого бы то ни было отрицательного оттенка.
Ярким случаем пейоративного прозвища является наименование Спиридона, митрополита Киевского, поставленного
в Константинополе в 1474/1475 гг. на русскую митрополию,
но не признанного ни в Литовской, ни в Московской Руси (см.
о нем: Дмитриева, 1989; Б. Успенский, 1998, с. 240–242) — его
называли Спиридоном Сатаной:
Того ж[е] лѣт[а] [1482 г.] приездил из Литвы от митрополии ж[е], здѣ чернец бывал, его ж[е] Сатоною зовут
за рѣзвость ег[о], и шед въ Ц[а]рьград, ста в митрополиты
на Рус[ь] и приеха в Литву, корол[ь] же ят его и посади
в заточении (ПСРЛ, VI/2, 2001, с. 312).
Ср. повольную грамоту (присягу) тверского епископа Вассиана Освященному собору русской митрополии (ок. 1477 г.):
А к митрополиту к Спиридону, нарицаемому Сатане,
възыскавшаго в Цариграде поставлениа, во области безбожных турков от поганаго царя, или кто будеть иный