Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
174

Х. Иноческие имена в быту

инокъ Феогност, по мирьскому пореклу Скреба (Ольшевская и Травников, 1999, с. 88).
Большое количество монашеских прозвищ можно найти
в Житии Иосифа Волоцкого († 1515 г.), написанном его учеником и постриженником Саввой Черным. Так, 7-летний отрок
Иван Санин (будущий инок Иосиф) был отдан на обучение грамоте в Крестовоздвиженский монастырь к старцу «именемъ Арсенїю, пореклꙋ Леженкѣ» (Невоструев, 1865, с. 5); через некоторое время он узнает о существовании в Саввином монастыре
в Твери старца «именемь Варсꙋнофїа, пореклꙋ Неꙋмоѧ» (Там
же, с. 8) и отправляется к нему; много позже судьба сводит
его со старцем по имени Герасим, «рекомый Черный» (Там же,
с. 16), а затем и со старцем Кассианом «Босым» (Там же, с. 17,
33); уже будучи игуменом монастыря, он посылает в Новгород
к архиепископу «старца Игнатїа, пореклꙋ Ѡгорѣльцева» (Там
же, с. 42) и под конец жизни, заболев, снимает с себя сан игумена и передает свою обитель на попечение старца «нарицаема
Данила, пореклꙋ Рѧзанца» (Там же, с. 63) Кроме того, в житии
фигурируют: некий христолюбец из Пскова, который принял постриг и «во иноцѣхъ нареченъ бысть Арсенїи, а пореклꙋ Терпигоревъ» (Там же, с. 52), Гурий Тушин (в миру Григорий), старец
Иона Голова, ученик Кассиана Босого (Там же, с. 56), и старец
Арсений Невежа (в миру — боярин Андрей Квашнин) (Там же,
с. 68). Наконец, обладателем прозвища Черный был и сам автор
жития, выходец из Волоколамской обители, епископ Савва.
В том же Житии Иосифа Волоцкого рассказывается о иноке
Виссарионе, которого братия з а п р о с т о т у прозвала Селифаном:
...бѣ нѣкїи инокъ ѡт простыѧ чади, именемъ Виссарїонъ,
и видѧ егѡ братїа внѣшьнюю простотꙋ, нарекоша его Селифономъ: простъ бо бѣше внѣшьнимъ, внꙋтрь же имѣѧ
чистотꙋ и цѣломꙋдрїе ѡт чрева матере своеѧ (Невоструев,
1865, с. 27).