Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
172

Х. Иноческие имена в быту

его проект учреждения Владимирской митрополии (см.: Назаренко, 2015, с. 70)37. Это выглядит крайне сомнительно.
Имена Лев и Леонтий действительно путались у славян —
при том что эти имена относятся к разным святым38. Так, папа
Лев иногда именуется Львом или Леонтом, иногда же — Леонтием (см.: Христова-Шомова, 2012, с. 533)39. Однако мы
не знаем, чтобы Леонтия называли Львом или Леоном.
Имя Леон — очевидный грецизм. Как уже говорилось, обладатель этого имени был, по всей вероятности, греком; естественно предположить, что его называли так, как он называл себя
сам. Греком мог быть — хотя и не обязательно — и обладатель
грекоязычной печати с именем Леонтий (Λεόντιος), опубликованной В. Л. Яниным. Если он не был греком, то Леон, упоминаемый в летописях, и Леонтий (Λεόντιος), обладатель греческой печати, были, видимо, разными лицами. Если же это было
одно и то же лицо (как считает Янин), получается, что он сам
именовал себя (по-гречески) как Λέων, так и Λεόντιος (т. е. как
Леоном, так и Леонтием). Это кажется маловероятным.
Назаренко при этом полагает, что звание архиепископа могло быть
пожаловано митрополитом (Киевским), а не патриархом (Константинопольским). См.: Назаренко, 2015, с. 68 (примеч. 12).
38
Первым святым Львом был Лев Великий, папа Римский († 461 г.),
тогда как святые Леонтии значатся среди ранних христианских мучеников, претерпевших гонения от язычников (поминаются 9 марта, 24 апреля,
18 июня, 10 июля, 1 августа, 13 сентября, 17 октября, см.: Сергий Спасский, ІІІ, с. 605). Некоторые из них фигурируют в древнерусских месяцесловах, см.: Лосева, 2001, с. 153 (13 сентября), 178 (17 октября), 364 (18
июня), ср. с. 277 (9 марта), 324 (24 апреля), 379 (10 июля).
39
В «Повести временных лет» в рассказе об истории Церкви (под
988 г.) среди участников IV Вселенского собора упоминается «Леѡнтии
Римъскии» (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 101) или «Левонтии Рамьскии» (ПСРЛ,
І/1, 1926, стлб. 115); несомненно, имеется в виду папа Лев Великий. Папа
Лев именуется Леонтием и в Летописце Еллинском и Римском (при том
что император Лев І называется Львом (Лет. елл. и рим., І, с. 343–344).
Леонтием назван Лев Великий и в Острожской библии 1581 г. (Библия, 1581, л. 74), тогда как в Геннадиевской библии 1499 г., которая была
источником Острожской, он именуется Львом (ГИМ, Син. 915, л. 906 об.).
37