Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Три вида пострижения: в рясофор, в малую схиму, в великую схиму

17

сопровождается в них пострижением (пострижением в рясофор);
таким образом этот чин знаменует первый этап иноческого посвящения8. Еще ранее (с XIV в.) такой чин появляется в требниках сербских9. Надо полагать, что появление этого чина на Руси
связано со вторым южнославянским влиянием. Он отвечает,
по-видимому, греческой практике; соответствующее чинопоследование известно в греческих евхологиях с XIV в. (см.: Пальмов,
1914, с. 87, 308; Ваврик, 1968, с. 241)10.
Вместе с тем пострижение новоначальных иноков (иначе говоря, пострижение в рясофор) было известно в Византии
Мы находим его, например, в служебнике и требнике 1474 г. (РГБ,
ф. 304.І, № 224, л. 218 об.–220), в требниках XV в. (РГБ, ф. 304.І,
№ 230, л. 103–104 об.; РГБ, ф. 304.І, № 231, л. 71–77), в требниках
нач. XVI в. (РГБ, ф. 113, № 333, л. 47 об.–51; ГИМ, Син. 310, л. 147–
147 об.; см.: Горский и Невоструев, ІІІ/1, № 377, с. 219), в Требниках
XVI в. (РГБ, ф. 304.І, № 232, л. 10–37; РГБ, ф. 304.І, № 234, л. 121–
124 об.; РГБ, ф. 304.І, № 235, л. 1–2 об.; РГБ, ф. 304.І, № 236, л. 1–4
об.; ГИМ, Чуд. 54, л. 284 об.–287 об.; ГИМ, Син. 898, л. 286 об.–299),
в сборнике XVI в. (ГИМ, Син. 816, л. 38–40; см.: Горский и Невоструев,
ІІІ/2, № 564, с. 470), в служебнике и требнике Лаврентия, архиепископа
казанского, второй пол. XVI в. (РГБ, ф. 113, № 87, л. 310–313), в служебнике и требнике Дионисия Зобниновского, 1630-х гг. (РГБ, ф. 173.I,
№ 183, л. 575–577), в требнике XVII в. (ГИМ, Хлуд. 120, л. 94–97 об.;
см.: А. Н. Попов, 1872, с. 283), наконец, в московских печатных требниках XVII в. (Требник, 1625, л. 268–271; Требник, 1633, л. 268–271;
Требник, 1639, л. 1–4 об.; Требник, 1651, л. 243 об.–246).
9
См. сербские требники — кон. XIV в., ГИМ, Хлуд. 118, л. 141 об.–
143 (см.: А. Н. Попов, 1872, с. 280); перв. пол. XV в., ГИМ, Син. 324, л.
110 об.–114 об. (см.: Горский и Невоструев, ІІІ/1, № 373, с. 161), ГИМ,
Син. 307, л. 21–22 об. (см.: Горский и Невоструев, ІІІ/1, № 374, с. 164);
сербский служебник и требник XV–XVI в., ГИМ, Хлуд. 114, л. 125–126
(см.: А. Н. Попов, 1872, с. 972).
Указание В. А. Мошина на то, что чин одеяния рясы находится в сербском требнике кон. ХІІІ — нач. XIV в. (РНБ, Гильф. 22, лл. 1–5 об.;
см.: Мошин, 1958, c. 412), является ошибочным: здесь представлен не чин
одеяния рясы, а чин пострижения в великую схиму.
10
См. также об отдельных греческих соответствиях: Дмитриевский,
1882–1883, с. 471; Прилуцкий, 1912, с. 183.
8