Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Иноязычные (греческие) формы иноческих имен

169

падежа имени Λέων ‘Лев’; в славянской письменности оно фигурирует как в форме Львъ / Левъ, представляющей собой перевод греческого имени Λέων33, так и в форме Леонтъ, восходящей
к Λέωντος (форме родительного падежа имени Λέων); как тем,
так и другим образом — Лев или Леонт — именуются, в частности, святые, такие как Лев Великий (память 18 февраля) и Лев
Катанский (память 20 февраля)34.
Наряду с именами Вера, Надежда, Любовь и именем Разумник,
имя Лев представляет собой редкий случай перевода собственного имени
(с греческого). Это объясняется тем, что в службе Льву Великому, папе
Римскому (вошедшей в служебные Минеи под 18 февраля), последний уподобляется льву, царю зверей, который отогнал «лис», т. е. монофизитов,
не признавших догмат о двух природах Христа, и «цесарским рыканием»
устрашил «нечестивых помышления» (см.: Полонский, 2015, c. 359).
Передача имени Λέων как Лев, т. е. перевод собственного имени, позволяет утверждать, что перевод службы Льву Великому предшествовал появлению имени Лев в месяцесловах — при том что соответствующая форма
имени фигурирует уже в месяцеслове Енинского апостола ХІ в., тогда как
служба дошла до нас в более поздних рукописях (см. ниже, примеч. ???).
34
В Типографском Уставе ХІ–ХІІ вв. память Льву Великому показана в неделю сыропустную, т. е. в последнее воскресенье перед Великим постом, причем он именуется здесь Леонтом и называется архиепископом Константинопольским: «Нед[ѣлѧ] сыропоус[т]наꙗ. памѧтъ с[вѧ]
т[ы]хъ архиеп[и]с[ко]пъ Костѧнтинѧ града. Флавиана и Леонта» (Тип.
устав, л. 1 об.). Ср. в старославянском Енинском апостоле: «Нед[ѣлѧ]. сыропост[наꙗ]. в нѫже бываетъ памѧтъ. Влавиѣноу патриархоу. и Лъвоу.
папежоу Римъскоу» (л. 4 об., см.: Мирчев и Кодов, 1965, с. 23; соответствующий греческий текст: Дмитриевский, І, с. 112; Крысько, І, с. 766).
Об ошибочном наименовании Льва, папы Римского, патриархом (архиепископом) Константинопольским см.: Сергий Спасский, І, с. 327–­328. Поминание Флавиана Константинопольского и Льва Римского в неделю сыропустную восходит к типикону Великой церкви ІХ–Х вв. (см.: Сергий
Спасский, І, с. 328). Наличие этой памяти в Типографском Уставе не подтверждает мнения И. Христовой-Шомовой о том, что она (память) отсутствовала в Студийском типиконе редакции патриарха Алексея Студита
(см.: Христова-Шомова, 2012, с. 897).
Лев Великий именуется Леонтом и в месяцеслове Мстиславова евангелия нач. ХІІ в. (Мст. ев., л. 190г), но Львом — в служебных Минеях:
33