Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
168

Х. Иноческие имена в быту

И быс[ть] тѧжа про то велика пред бл[а]говѣрным кнѧзем
Андрѣѥм и предо всѣми люд[ь]ми, и оупрѣ ѥго вл[а]д[ы]ка
Федоръ. н же не иде [читай: иде] на исправленье Ц[ь]с[а]
рюгороду, а тамо оупрѣлъ и́ Анъдриꙗнъ еп[и]с[ко]пъ Болгарьскыи передъ ц[ь]с[а]р[е]мь Мануилом... Се же сказахом вѣрных дѣлѧ людии да не блазнѧтсѧ праздницѣхъ
Б[о]жьихъ (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 352)31.
В летописях этот епископ всегда именуется Леоном (ПСРЛ,
І/2, 1927, стлб. 351–352; ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 491, 493,
520, 629; ПСРЛ, ІХ, 1862, с. 214, 221; ПСРЛ, XXIV, с. 79–
80; ПСРЛ, XXVIII, с. 35, 191; ПСРЛ, XLI, 1995, с. 91). Имя
Леон отсутствует в русских месяцесловах и встречается в русской письменности исключительно как имя иностранца, как правило грека32. Это имя отвечает греческой форме именительного
31
До нас дошло послание константинопольского патриарха Луки
Хризоверга (1157–1169/70) к князю Андрею Боголюбскому, где обсуждается вопрос о создании митрополии во Владимире на Клязьме (РИБ,
VI, № 3, стлб. 63–76). Это послание цитируется в Никоновской летописи
(ПСРЛ, ІХ, 1862, с. 223–229), причем в летописной редакции послания
говорится о разрешении есть мясо в господские праздники, если они приходятся на среду или пятницу (Там же, с. 228).
32
Так, например, именуется на Руси зять Владимира Мономаха, византийский царевич Лев (ПСРЛ, ІІ, стлб. 283; Карамзин, ІІ, стлб. 91), тогда как его сына Василька называют Василько Леоновичем (ПСРЛ, І/2,
1927, стлб. 304; ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 298; см.: Литвина и Ф. Успенский,
2006, с. 491). Так же — Леоном — называется в Повести временных лет
император Лев VI Философ (ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 24, 29, 30, 32, 165;
ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 17, 20, 22, 23, 28, 154); однако, в договоре с греками 911 г. он же фигурирует как Лев (ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 32–33;
ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 23–24). Ср.: «Леѡнъ ц[а]рствова с[ы]нъ Васильевъ
иже и Левъ прозвасѧ» (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 17; ср.: ПСРЛ, І/1, 1926,
стлб. 24).
В уставе Владимира Святого, дошедшем до нас в поздних списках
(наиболее ранние относятся к XIV в.), говорится: «взѧхъ пръвааго митрополита Леѡна на Киевъ и на всю Роусь» (Щапов, 1976, с. 18, 22). В другой редакции он может называться Леонтом (Там же, с. 30, 37).