Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Иноязычные (греческие) формы иноческих имен

167

в среды и в пѧткы, ни на Рожьство Г[о]с[подь]не, ни
на Кр[е]щ[е]нье» (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 351–352; ср.:
ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 520)30.
По этому делу состоялись прения, сначала в Суздале, а затем в Царьграде, в которых Леон потерпел поражение:
Выражение «ересь Леонтианская» читается также в Радзивилловской летописи (ПСРЛ, XXXVIII, 1979, c. 131) и в Летописце Переславля
Суздальского (ПСРЛ, XLI, 1995, c. 90). Типографская летопись называет эту ересь «арианской», и это, может быть, не простая описка: непочитание христианских праздников трактуется как арианство: «Се бо сказахомъ
вѣрныхъ дѣлѧ людий, — говорит летописец, — да не съблажняются о праздницехъ Божиихъ, сіа бо ересь Арианскаа» (ПСРЛ, XXIV, 1924, c. 80).
В 1168 г. митрополит Константин ІІ подверг прещению печерского игумена Поликарпа (1165–1182) за то, что тот освобождал от поста
в среду и пятницу, когда они совпадали с господскими праздниками. Этот
конфликт получил резонанс. Митрополита поддержал черниговский епископ Антоний Грек; дело кончилось тем, что черниговский князь (Святослав Ольгович) прогнал этого епископа с кафедры. Летопись называет
случившееся митрополичьей неправдой, что ближайшим образом напоминает квалификацию действий Леона, епископа Ростовского, как ереси леонтианской; заметим, что события в Киеве и Ростове — и соответствующие инвективы — приблизительно совпадают по времени. Cообщая
о походе Андрея Боголюбского на Киев в марте 1169 г., летописец объясняет поражение киевского князя (Мсти­слава Изяславича) Божественным
возмездием за «митрополичью неправду»: «...се же здѣꙗсѧ за грѣхы ихъ,
паче же за митрополичю неправду. В то бо времѧ запретилъ бѣ Поликарпа игумена Печерьского про Г[о]с[по]дьскыѣ праздникы, не велѧ ѥму ѣсти
масла ни молока въ среды и в пѧткы въ Г[о]с[по]дьскыѣ праздникы. Помогашеть же ѥму и Черниговьскыи еп[и]с[ко]пъ Антонии, и кнѧзю Черниговьскому многажды бранѧшеть ѣсти мѧсъ въ Г[о]с[по]дьскыѣ праздникы. Кнѧзю же С[вѧ]тославу... не хотѧщу ѥму изверже и́ изъ еп[и]с[ко]
пьи» (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 354–355). Рождество 1168 г. приходилось
на среду, что и привело к конфликту.
Такие определения, как леонтианская ересь или митрополичья неправда дают понять, что предписание поститься в господские и другие
праздники воспринималось как умаление достоинства Христа или соответствующих святых.
30