Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
166

Х. Иноческие имена в быту

ритуальные пиры к христианским праздникам, и для них этот вопрос был актуален (см.: Б. Успенский, 1998, с. 315, примеч. 89).
Предписания о необходимости поста в праздники (в тех случаях, когда они приходятся на постные дни) могли быть обусловлены борьбой с языческими ритуалами, сохраняющимися в условиях русского «двоеверия».
Похоже, что на последовательном соблюдении поста в среду
и пятницу настаивали епископы-греки, тогда как русские (как
светские, так и церковные люди) предпочитали следовать сложившемуся у них порядку. К числу таких епископов принадлежал Леон, епископ Ростовский, и этим вызван был его конфликт
с князем Андреем Боголюбским. Именно в результате этого конфликта на сцене появляется Феодор (Федорец), который в этом
споре выступает на стороне князя и которого Андрей Боголюбский прочит в митрополиты Владимирские (см. выше, § Х–3; подробнее: Б. Успенский, 1998, с. 319–320)29.
Суздальская летопись, излагающая дело с княжеской позиции, называет учение Леона «ересью Леонтианьскою»:
В то же лѣт[о] [1164 г.] вста ересь Лентианьскаꙗ [вариант: леѡнтиан]. Скажемъ вмалѣ. Леѡнъ еп[и]с[ко]пъ
не по правдѣ постависѧ Суждалю, Нестеру [е]п[и]с[ко]
пу живущю, перехвативъ Нестеровъ столъ. Поча Суждали оучити не ѣсти мѧсъ въ Г[о]с[по]дьскыꙗ праздни[кы]
Никоновская летопись приписывает запрещение есть мясо в господские праздники, также епископу Нестору, предшественнику Леона на Ростовской кафедре: «Того же лѣта [1157 г.] изгнанъ был Нестеръ епископъ
Ростовскій съ престола его Ростовскаго и Суждалскаго про Господьскіа
празники; не веляше бо мяса ясти въ Господьскіа празники, аще прилучится когда въ среду или въ пяток, такоже от свѣтлыа недѣли и до пентикостиа» (ПСРЛ, ІХ, 1862, с. 210–211). В ранних источниках ничего про
это не говорится. Суздальская летопись сообщает только, что епископ Нестор был лишен кафедры (митрополитом Константином І) и что на его место был поставлен Леон (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 347, 352). Как кажется,
составитель Никоновской летописи путает Леона и Нестора, приписывая
Нестору суждение Леона.
29