Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Иноязычные (греческие) формы иноческих имен

165

Вопрос о постах в среду и пятницу — о необходимости их
соблюдения по праздникам — оказывается вообще в рассматриваемый период камнем преткновения между русскими князьями и церковной иерархией, состоящей в значительной степени
из греков. Православная церковь традиционно допускает вообще нарушение или послабление поста в большие праздники в тех
случаях, когда они приходятся на постные дни. Соответственно, на Руси по крайней мере со второй пол. ХІ в. (если не раньше) принято было есть мясо в среду и пятницу, если праздники
случались в эти дни28. Это отвечало, вообще говоря, византийским установлениям, хотя предписания на этот счет не были
четко прописаны и, возможно, могли меняться (см.: Голубинский, І/1, с. 465–479, 920; Б. Успенский, 1998, с. 314–315,
примеч. 89; ср. также: Подскальский, 1982, с. 46, примеч. 238;
Подскальский, 1996, с. 77, примеч. 238). Князья приурочивали
(Троицы), которая отмечается на 50-й день после Пасхи. Таким образом,
речь идет здесь об отказе от поста в период от Пасхи до Троицкой недели
включительно. В настоящее время пост в среду и пятницу не соблюдается
в этот период лишь на Пасхальной и Троицкой неделях.
28
Речь идет о мирянах; монахам вообще запрещено мясо, но в такие
дни их пост становился относительно более легким. В Студийском уставе
(в редакции патриарха Алексия Студита), который был принят на Руси
в 1160-е гг. и вскоре распространился на другие монастыри, при обсуждении поста в среду и пятницу делалась оговорка: «Аще не г[оспод]ьскъ
праздьникъ къде, или инъ кыи настанеть нарочитыхъ» (Пентковский,
2001, с. 374). Соответственно, Феодосий Печерский учил, что в среду
и пятницу бельцам следует вообще воздерживаться от мяса, а чернецам
от сыра, но исключение делается для господских, богородичных и апостольских праздников: «Егда приключить господскиї праздъник в середу
или в пяток любо святые Богородицы іли 12 апостолъ, то яжь мясо» (Послание князю Изяславу Ярославичу, см.: Еремин, 1947, с. 170). В ответах
Георгия, митрополита Киевского (1061/1062–1075), на вопросы игумена Германа, составленных не позднее ХІІ в., разрешается вкушать мясо
на Рождество Христово: «И Р[о]ж[ь]ство Х[ри]с[то]во что с[ѧ] причтет
в сред[ꙋ] и в пѧ[то]к ꙗсти мѧсо» (Турилов, 2004а, с. 249, № 86; напротив, если среда иля пятница приходятся на Филиппов день, мясо возбраняется, № 85).