Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
16

І. Общие предпосылки

3. В древнейших дошедших до нас русских требниках
(XIV в.) предусмотрены два пострижения — в малую и великую схиму. Таковы Шереметевский требник (РГАДА, ф. 188,
№ 819, л. 1 об.–64 об.), Чудовский требник (ГИМ, Чуд. 5, л.
1 об.–38), требник новгородского Антониева монастыря (РНБ,
Соф. 1056, л. 14–48); то же в сербском требнике кон. ХІІІ —
нач. XIV в. (РНБ, Гильф. 21, л. 19 об.–37).
В дальнейшем (с XV в.) в русских требниках появляется
«Чин бываемый на одеянїе расы (или: рясы)», предшествующий чину принятия малого иноческого образа (т. е. пострижению в малую схиму) и соответствующий тому, что впоследствии
именуется на Руси рясофором7. Облачение в рясу и камилавку
здесь подчеркивается, что инок выше чернеца (Там же, с. 359, 636), однако фраза допускает и прямо противоположное прочтение.
7
Слово расофор или расоносец как обозначение рясофорного монаха фигурирует в Требнике Петра Могилы (Требник, 1646, ІІ, стлб. 897,
892; см. здесь «Чинъ бываемый на ѡдѣꙗнїе расы и камылавхи» на с. 891–
897) и, видимо, появляется в Великой Руси после реформ патриарха Никона — в процессе украинского влияния на великорусскую церковную традицию (см. об этом влиянии ниже, § IV–3, 7). Требник Петра Могилы
лег в основу московского издания Требника 1658 г. (см. «ковычный» экземпляр Требника Петра Могилы, правленный московскими справщиками
для издания 1658 г. — РГАДА, ф. 1251, № 978). В этом и последующих
московских печатных требниках появляется соответствующий чин с названием, обличающим использование киевского издания: «Послѣдованїе
во одѣѧнїе расы и камилавхи» (Требник, 1658, с. 220–220 об.; Требник,
1680, л. 101–101 об.; Требник, 1688, л. 103–103 об.; Требник, 1697, л.
90 об.–91). Однако литургические указания здесь большей частью опущены, и слова расофор, расоносец в этих требниках не читаются. По-видимому, они пришли в Великую Русь устным путем, благодаря украинскому
духовенству.
Вместе с тем по крайней мере с XVIII в. слово рясофор может означать ношение рясы, т. е. относится не к человеку, а к состоянию (степени посвящения). Ср. в «Церковном словаре» Петра Алексеева (1773 г.):
расоносец ‘младший монах, который хотя и носит рясу, но не облечен
еще в великий ангельский образ’, расофор ‘ношение рясы монашеской’
(П. Алексеев, IV, с. 16).