Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Иноязычные (греческие) формы иноческих имен

159

Климента признавали только на «Руси» в собственном смысле
слова, т. е. в южной Руси (см. подробнее: Б. Успенский, 1998,
с. 260–336). После смерти великого князя Изяслава Мстиславича (в 1154 г.) в Константинополе ставят митрополита Константина І (1155–1159), и поставленные Климентом священники
и дьяконы должны были дать новому митрополиту письменное
отречение от Климента (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 340; ПСРЛ,
XXIV, 1921, с. 78; ПСРЛ, XXV, 1949, с. 61). Климент Смолятич был, по-видимому, временно восстановлен на киевской кафедре зимой 1158–1159 г. благодаря князю Мстиславу Изяславичу (сыну Изяслава Мстиславича). В 1162 г. — после того, как
не стало митрополита Константина І (1156–1159) и сменившего его митрополита Феодора (1160–1162), — великий князь
Ростислав Мстиславич (брат Изяслава Мстиславича) отправил
посольство в Константинополь с просьбой признать Климента
митрополитом, однако к этому времени уже был назначен новый митрополит, Иоанн ІV (1164–1166); в течение какого-то
периода Климент, возможно, опять временно занимал кафедру.
Последнее упоминание о Клименте Смолятиче в летописи находится под 1163/1164 г. (6672 г. по ультра-мартовскому стилю)
(ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 522) (см. подробнее: Голубинский, І/1,
с. 312–313; Франклин, 1991, с. XLIX–L).
Летописи устойчиво именуют Климента Смолятича Климом
(см., например: ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 315; ПСРЛ, ІІ, 1908,
стлб. 340 и сл., 484 и сл.)21. Можно было бы считать, что Клим —
усеченная (разговорная) форма имени Климент (подобно тому,
соборов, І, с. 14–17; ср.: ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 340; ПСРЛ, ХХV, 1949,
с. 39; см. в этой связи: Б. Успенский, 1998, с. 44–47, 224, 263, примеч. 5).
Поскольку среди собравшихся епископов не оказалось единодушия, решено было поставить епископа на вакантную киевскую кафедру мощами,
а именно, главой св. Климента, папы Римского, хранившейся в Киеве. См.
подробнее: Б. Успенский, 1998, с. 261–270.
21
В сборнике XVI–XVII вв. (РНБ, Погод. 1571, л. 16), составленном при митрополите Симоне (1495–1511), Климент Смолятич фигурирует в перечне русских митрополитов — под формой Клим — среди тех, кого