Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Уменьшительные формы иноческих имен в пейоративном значении

157

могли быть образованы и от иноческих имен; так, например, писец Маргарита 1530 г. называет себя: «мнѡгогрѣшныи чернец
Іонишко» (РГБ, ф. 256, № 195, л. 1; Востоков, 1842, с. 245;
ср. ниже, § Х–5); так же называет себя и автор вкладной записи кон. XVI в. — «грешный чернец Ионишко» (Конюхова,
1964, с. 81)17. Обычно, однако, монахи и вообще духовные лица
употребляли в подобных случаях специальную уничижительную форму на –ище, см., например: «Господину благовѣрному
Князю Георгію Дмитреевичу Кирилище черньчище грѣшный съ
своею братицею... много челомъ бьемъ» (послание Кирилла Белозерского князю Георгию Звенигородскому, до 1422 г. — Буслаев, 1861, стлб. 931), «...благоволи, Господи, и мене, грѣшнаго, помиловати, писавшего сие Мартиньанища» (Шевченко,
1994, с. 191), «И всему святому собору чернец Симонище
и чернец Илинархище челом бием» (послание чернецов Троице-Сергиева монастыря 1594–1605 г. — Булаховский, 1953,
с. 158) и т. п. (см. также: Булаховский, 1953, с. 158–159; Селищев, 1948, с. 150). В 1609 г. бывший стрелец Троице-Сергиева монастыря Степан Фомин, извещая свою мать о том, что
он принял постриг, подписался новым, иноческим именем: «сынишка твой старец Сергиища Фомин много Бога молит и челом
биет» (Морозов, 1998, с. 452); как новое имя сына, так и новая
примеч. 23; Б. Успенский, 1995, с. 356–357, примеч. 2). Ср. свидетельства Лудольфа (Лудольф, 1696, с. 21), Котошихина (Пеннингтон, 1980,
с. 140–141) и Олеария (Олеарий, 1906, с. 195).
Подписываться уменьшительными именами было запрещено указом
Петра І от 30 декабря 1701 г.: предписывалось «писаться цѣлыми именами съ прозваніями своими, а полуименами ни кому не писаться» (ПСЗ, IV,
с. 181, № 1884; С. Соловьев, VIII, с. 88).
17
Соломонида Ржевская, служительница царевны-инокини Ксении
Годуновой (в иночестве Ольги), в письме к своей матери от 6 июля 1609 г.
об осаде поляками монастыря именует себя «дочеришка твоя Соломанидка» (АИ, II, с. 213, № 183–II; ср.: Морозов, 1998, с. 451). Скорее всего,
это письмо написано монахиней и, соответственно, имя Соломонида для
его автора является иноческим, однако за недостатком данных о Соломониде Ржевской мы не можем быть в этом полностью уверены.