Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Уменьшительные формы иноческих имен в пейоративном значении

155

1989, с. 107); ср. еще в Воскресенской летописи и в Московском
летописном своде: «за коризну тако наречен, Федорец» (ПСРЛ,
VII, 1856, с. 84–85; ПСРЛ, XXV, 1949, с. 79). Одновременно
Феодор называется «белым клобучком» — также в уменьшительной форме (ПСРЛ, IV, I/1, 1915, с. 163; ПСРЛ, IV, I/2, 1917,
с. 162; ПСРЛ, XXIV, 1921, с. 80; ПСРЛ, XXXIV, 1978, с. 77–
78) — таким образом высмеиваются его притязания на духовную власть14. Как в том, так и в другом случае уменьшительный
суффикс, очевидно, имеет уничижительно-иронический характер. По сообщению Никоновской летописи, Феодор был монахом, постриженником Киево-Печерского монастыря (ПСРЛ, ІХ,
1862, с. 239); если верить этому свидетельству, форма Федорец
образована от иноческого имени15.
В сер. XVII в. старообрядцы именуют Павла, митрополита
Сарского и Подонского († 1675 г.), одного из главных поборников никоновских реформ, митрополитом Павликом. Ср. у протопопа Аввакума в «Слове плачевном о трех исповедницах»:
Потом пришел я в церковь соборную и ста пред митрополитом Павликом, показуяся, яко самовольне на муку приидох. Феодосья [Ф. П. Морозова] же о мне моляшеся, да
даст ми ся слово ко отверзению устом моим. Аз же за молитв ея пылко говорю, яко дивитися и ужасатися врагам Божиим и нашим наветникам. И так и сяк, сослали
меня в Боровеск, в Пафнутьев монастырь (Аввакум, 1979,
с. 232).
Дьякон Федор Иванов рассказывал, что перед собором
1666 г. к митрополиту Павлу
См. о белом клобуке как знаке духовной власти: Б. Успенский,
1998, с. 429–439.
15
Впрочем, из послания патриарха Луки Хризоверга (1157–
1169/70) к князю Андрею Боголюбскому следует, кажется, что Феодор
был белым священником (РИБ, VI, № 3, стлб. 68, 74; см.: Б. Успенский,
1998, с. 313–314). Вопрос остается открытым.
14