Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
154

Х. Иноческие имена в быту

В документах Смутного времени он регулярно именуется Гришкой (см., например, «Иное сказание» — РИБ, ХІІІ, стлб. 17,
21–25, 38, 41, 54, 68); так его именовали и в чине анафематствования (см.: ДРВ, VI, c. 501; К. Никольский, 1879, с. 243–
247)12. Между тем Гришка — это уменьшительная форма иноческого имени, его мирским именем было Юрий / Георгий («Иное
сказание» — РИБ, ХІІІ, стлб. 17). Наименование такого рода
призвано подчеркнуть, что он — лжемонах.
В 1160-е гг. Андрей Боголюбский задумал учредить во Владимире митрополию. Кандидатом в митрополиты был Феодор († ок. 1169 г.), нареченный епископ Владимирский (см.:
Б. Успенский, 1998, с. 311–315, 319–223). Летописи (кроме Никоновской) утверждают, что Феодор «наскочил на святительский сан» или «сам поставися» (т. е. был самозванным
епископом), и называют его «лжим владыкой», т. е. лжеепископом (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 355; ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 551,
554; ПСРЛ, ХХІІІ, 1910, с. 48; ПСРЛ, ХХIV, с. 82; ПСРЛ,
XLI, 1955, с. 92–93; ПСРЛ, XXXVIII, 1989, c. 132–133,
примеч. 59)13; при этом он именуется в уменьшительной форме — Федорцем (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 355, 357; ПСРЛ, ІІ,
1908, стлб. 551, 554; ПСРЛ, ХХIV, с. 80–82; ПСРЛ, ХХХIV,
1978, c. 77–78). В проложном житии Кирилла Туровского мы
читаем, что Кирилл обличил и проклял «Федорца... за укоризну тако нарицаема» (Н. Никольский, 1907, с. 63–64; Еремин,
В «Известительной грамоте» царя Василия Ивановича Шуйского
от 2 июня 1606 г. Лжедмитрий именуется: «Страдникъ вѣдомый, воръ,
богоотступникъ, еретикъ, рострига Гришка Богдановъ сынъ Отрепьевъ»
и предается «вѣчному проклятію... со всѣми еретиками» (СГГД, ІІ, с. 308,
313, № 147); страдник — бранное слово (Сл. РЯ ХІ–XVII вв., XXVIII,
с. 120). Григория Отрепьева ежегодно поминали в чине анафематствования (в Неделю Православия) в течение 250 лет — вплоть до 1860-х гг.
(см.: К. Никольский, 1879, с. 244).
13
Никоновская летопись говорит, что Феодор был поставлен в епископы (ПСРЛ, ІХ, 1862, с. 239). Это утверждение вызывает сомнения
(см.: Б. Успенский, 1998, с. 321, примеч. 99).
12