Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Уменьшительные формы иноческих имен в пейоративном значении

153

Ее иноческим именем могло быть Иоан(н)а, имя одной
из жен-мироносиц (Лк. XXIV, 10). Не исключено, следовательно, что Янка — уменьшительная форма от иноческого имени.
Мы не знаем крестильного имени этой дочери Всеволода Ярославича и, соответственно, не можем сказать с уверенностью, поменяла ли она имя при постриге (см. выше, § V–1)10.
В Суздальской летописи под 1231 г. полоцкий епископ
Алексий называется Алексой («Ꙍлекса Полотьскый еп[и]с[ко]
пъ» — ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 456). Мы не знаем при этом, был
ли епископ Алексий монахом (ср.: § IV–8)11.
3. Вместе с тем, нередко иноческие имена в уменьшительной форме выступали в Древней Руси в пейоративном значении.
Приведем несколько примеров.
Наиболее яркий и известный случай — наименование Григория Отрепьева, бывшего иеродиакона Чудова монастыря.
Если она не изменила имя в монашестве, уменьшительная форма
могла относиться к ее крестильному имени; можно предположить в этом
случае, что в иночестве ее продолжали звать так же, как звали в миру (ср.
выше, § V–1).
Похожим образом обстоит дело с дочерью Владимира Мономаха
по имени Марица (по-видимому, уменьшительная форма от имени Мария, † 1146 г.), жены византийского царевича Леона: «Тоѥ же зимы престависѧ бл[а]говѣрнаꙗ кнѧгини Марица дщи Володимерѧ... въ нед[ѣ]лю.
А в понедѣлник вложена быс[ть] в гробъ в своѥи ц[е]ркви, в неиже и пострижесѧ» (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 314–315). Имя Марица, скорее всего,
было крестильным именем дочери Мономаха, поскольку ее сын именовался
как Василько Леоновичем, так и Василько Маричичем или Маричиничем
(ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 304; ПСРЛ, ІI, 1908, стлб. 298). Однако, как и в
случае с Янкой, мы не знаем, поменяла ли она имя при постриге.
11
В Никоновской летописи среди спутников архимандрита Михаила (нарицаемого Митяем), сопровождавших его в 1379 г. в Константинополь для поставления в митрополиты (см. ниже, § Х–8), упоминается московский протодьякон Давыд, называемый Даша «Давыдъ
протодіаконъ, глаголемый Даша, Московскій» (ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 39).
Неизвестно, был ли он монахом; Даша, вероятно, — уменьшительная
форма от Давыд.
10