Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
152

Х. Иноческие имена в быту

в том числе в древнейшем Берсеневском списке 1406 г., есть
вариант «Купша», который можно трактовать как производное
от Куприан (Абрамович, 1911, с. 182; см.: Карпов, 2001; Карпов, 2014, с. 357–359; Артамонов, 2015, с. 279)7. Если же допустить, что исконным является вариант Кукша (не Купша), мы
вынуждены будем признать, что монахи могли последовательно
именоваться мирскими (некалендарными) именами8 — явление,
не имеющее параллелей в русской традиции9.
Возможно, что таким же образом следует трактовать имя
сестры Владимира Мономаха. В летописи она фигурирует как
Янка (Янъка, Янька) († 1113 г.); при этом известно, что она
довольно рано приняла постриг:
Всеволодъ заложи ц[е]рк[о]вь с[вѧ]т[а]го Андрѣꙗ при
Иванѣ пр[е]п[о]д[о]бномъ митрополитѣ. Створи оу ц[е]
р[к]ви тоꙗ манастырь, в нем же пострижес[ѧ] дщи его
дѣвою именемь Ꙗнька. Сиꙗ же Ꙗнка совокупивши черноризици многи пребываше с ними по манастырьскому чину
(ПСРЛ, II, 1908, стлб. 197).
7
В западноукраинских прологах XVI–XVII вв. находится Сказание
о перенесении перста Иоанна Крестителя из Константинополя в Киев, где
указывается, что перст св. Иоанна положен был в киевском Купшином
(или Купльшином, Кукшином) монастыре на реке Сетомли. Название этого монастыря связывают с именем св. Кукши. См.: Лосева, 2009, с. 227.
8
Имя Кукша (Купша) выступает как личное имя (а не прозвище)
в Киево-Печерском патерике: иноки именовали его «братом Кукшей (Купшей)» (Патерик, 1911, с. 81, 182). Ср. кукша как название птицы.
9
Если же говорить шире, о славянской традиции, можно было бы
сослаться на имена болгарского черноризца Храбра, автора сказания «О
письменах» (Х в.), и Горазда — славянского епископа, ученика св. Мефодия (ІХ в.): оба имени должны считаться некалендарными (о случаях употребления имени Храбр см.: Туницкий, 1913, с. 110, примеч. 1).
Не исключено, однако, что храбръ — калька с греч. ἀνδρεῖος и что крестильным именем Храбра было Андрей (Погорелов, 1930, с. 23; Флоря
1981, с. 174). Что же касается Горазда, то мы не знаем, был ли он монахом
(о том, что епископы могли не быть монахами, см. выше, § IV–8).