Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Уменьшительные формы иноческих имен в нейтральном значении

151

В Древней Руси нередко встречается сочетание полного иноческого имени с уменьшительной формой имени мирского, ср.,
например: Лука Жидята (новгородский епископ, † 1059 г.;
Жидята — уменьшительная форма от Жидислав), Никола Святоша (князь, инок Киево-Печерского монастыря, † сер. XII в.;
Святоша — уменьшительная форма от Святослав), Михаил
Митяй (нареченный митрополит Великой Руси, † 1379 г.; Митяй — уменьшительная форма от Дмитрий / Митрий). Уменьшительность затрагивает в этих случаях мирское имя и не распространяется на иноческое. Мы не знаем, впрочем, было ли имя
Лука иноческим именем епископа Луки Жидяты: вполне вероятно, что было, но епископы в это время не обязательно ставились из монахов (см. выше: § IV–8). Что же касается Николы
Святоши и Михаила Митяя, то имена Никола и Михаил были
иноческими — при том что иноческое имя Николы Святоши, возможно, совпадало с мирским (как мы уже упоминали, он, по-видимому, не поменял имя при постриге, см. выше, § V–1)6. О «Михаиле, нарицаемом Митяе» мы подробно говорим ниже (§ Х–5).
В Древней Руси было возможно и образование уменьшительной формы от иноческого имени. Так, в Житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, упоминается монах «именем Иаков, рекомый Якута» (Клосс, І, с. 321; см. о нем:
Кузьмин, 2009, с. 470–471), один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря (сер. XIV в.); по всей видимости, Якута — уменьшительная форма иноческого имени Иаков.
Есть основания полагать, что имя Кукша, вошедшее в святцы как имя инока Киево-Печерского монастыря, просветителя
вятичей, принявшего мученическую кончину ок. 1110 г. (память
27 августа), восходит к уменьшительной форме имени Киприан;
действительно, в ранней редакции Патерика (Арсеньевской),
выбора того или иного имени. В течение ХХ в. иноческие и княжеские имена становятся достоянием широких масс населения.
6
Форма Никола до сер. XVII в. была канонической (а не разговорной) формой имени св. Николая. См.: Б. Успенский, 1969, с. 12–16.