Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Уменьшительные формы иноческих имен в нейтральном значении

149

«Письмо о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» — Зимин и Лурье, 1959, с. 367–369; см. также о наименованиях Вассиана Патрикеева: Б. Успенский, 1969, с. 207).
Распространенное и поныне сочетание иноческого имени
с фамилией ранее имело сословный характер (в силу того обстоятельства, что фамилии появились первоначально в высших слоях
общества). С. Ф. Платонов писал о патриархе Гермогене: «Что
патриарх был не высокого рода, в этом можно не сомневаться.
Если бы он был из служилого класса, то, по тогдашнему обычаю,
с иноческим именем писал бы свою фамилию» (Платонов, 2013,
с. 368, примеч. 198). Фамилию, т. е. родовое прозвание, следует
отличать при этом от индивидуального прозвища, которое также
могло сочетаться с иноческим именем, не имея при этом, по-видимому, социального значения. Об индивидуальных (не родовых)
прозвищах монахов мы скажем ниже (в § Х–5).
2. В настоящее время монахи могут неформально называть
друг друга уменьшительными формами, образованными от иноческих имен. Так, митрополит Кирилл Смирнов в письме 1934 г.,
говоря об архиепископе Иларионе (в миру Владимир Алексеевич
Троицкий, 1886–1929), уже после смерти последнего, именует
его Ларчиком (Губонин, 1994, с. 869). Епископ Герман (в миру
Николай Степанович Ряшенцев, 1883–1937) в письме приблизительно того же времени называет архиепископа Питирима (в
миру Порфирий Семенович Крылов, 1895–1937) Римой (Герман и Варлаам Ряшенцевы, 1973, с. 53).
Образование уменьшительной формы от церковнославянской
(канонической) формы имени, вообще говоря, не сводится к монашескому быту (т. е. к уменьшительным формам от иноческих
имен). Так, если уменьшительное Митя восходит к русской форме Дмитрий / Митрий, то Дима восходит к соответствующей
церковнославянской (канонической) форме Димитрий5.
5
Уменьшительная форма Дима отражает, можно полагать, процесс
славянизации личных собственных имен в русском литературном языке