Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
148

Х. Иноческие имена в быту

наименование митрополита Климента (Клима) Смолятича († после
1164 г.?), на котором мы остановимся ниже (см. § Х–3): имя Клим
представляет собой форму иноческого имени Климент, тогда как
Смолятич должно рассматриваться, видимо, как отчество, а не катокойконим — производное от имени Смолята, а не от топонима
Смоленск (см.: Голубинский, І/1, с. 306, примеч. 2; Макарий Булгаков, ІІ, с. 623, примеч. 271* [примеч. А. В. Назаренко]).
Вместе с тем, интересующее нас сочетание могло иметь
в древности совсем другое — отрицательное — значение. Так,
в Сказании о начале киевского Печерского монастыря, написанном неизвестным монахом, постриженником Феодосия Печерского, и вошедшем как в Повесть временных лет (под 1051
и 1074 гг. — ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 155–160, 183–198), так
и в Киево-Печерский патерик (слова 7-е и 12-е), рассказывается о старце Матфее Прозорливом, который обладал даром видеть
бесов, и иноке Михале, ушедшем из монастыря. Согласно этому
рассказу, старец увидел беса, сидящего на свинье, и других бесов
рядом с ним. «Камо идете», — спрашивает старец, и бес отвечает:
«По Михаля по Тольбековича [вариант: Толбоковича]» (ПСРЛ,
І/1, 1926, стлб. 191; Абрамович, 1911, с. 71). Сам старец называет инока Михалем (без отчества): таким образом, речь бесов
контрастирует с речью монахов. Кажется, что наименование с отчеством имеет в данном случае уничижительный характер, подчеркивая, что инок этот вернулся в мир и не принадлежит более
к монашеству — его называют так, как называли в миру. Нельзя
исключать при этом, что Михаль было не только иноческим, но и
мирским именем этого инока (т. е. что он не поменял имя в монашестве, см. выше, § V–1); но и в этом случае наличие отчества
подчеркивает мирской характер наименования.
Добавим еще, что в Московской Руси было возможно сочетание иноческого имени с титулом. Так, Вассиана Патрикеева (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой, † после
1531 г.) современики именуют князем Вассианом, Дионисия Звенигородского (в миру князь Даниил Васильевич Лупа,
† 1538 г.) — князем Дионисием Звенигородским (см., например,