Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Сочетание иноческого имени с отчеством и фамилией

147

Бекбулатовым» (Досифей Немчинов, І, с. 113–114; Лилеев, 1891,
с. 123); Бекбулатов здесь — не фамилия, а отчество: вместе с титулами и политическим влиянием он лишился и отчества на -ич3.
Протопоп Аввакум, обращаясь в письме к боярыне Феодосии
Прокопьевне Морозовой, в иночестве Феодоре (1632–1675),
может называть ее «Феодора Прокопьевна» (Аввакум, 1979,
с.161; см. подробнее ниже, § Х–5), что, вообще говоря, отвечает ее знатному происхождению; однако аналогичным образом он
обращается и к монахине Капитолине: «Старица Каптелина Мелентьевна, Гликерьина дочь» (Аввакум, 1979, с. 224) — здесь
отчество, возможно, лишено сословной окраски (вопреки обыкновению, поскольку названы оба родителя именуемого лица)4.
Ср. сочетание иноческого имени с отчеством на -ов (не имеющим
сословного значения) в двинской грамоте XV в.: «Сергѣі чернець скимикъ Маныловъ с[ы]нъ» (Шахматов, 1903, с. 12, № 7).
Характерно, вместе с тем, что когда Петр І, упразднив патриаршество (1721 г.), стал именовать себя просто Петр, а не
Петр Алексеевич — без отчества, — это было воспринято как
свидетельство того, что царь объявил себя духовным лицом (см.:
Б. Успенский, 1996, с. 77).
Приведенные примеры относятся к относительно позднему времени, будучи связаны, очевидно, с регламентацией сословных отношений в Московской Руси, когда отчество на -ич становится
знаком сословной принадлежности и вопрос о его употреблении решается в указном порядке. В более раннюю эпоху сочетание иноческого имени с отчеством встречается редко и не имеет, как кажется, специфически сословного значения. Примером может служить
Он именуется Бекбулатовым (не Бекбулатовичем) еще до пострига — после восшествия на престол Бориса Годунова: присяга на верность
новому царю содержала отказ от какого бы то ни было общения с опальным
«царем Симеоном Бекбулатовым» (ААЭ, ІІ, с. 59, № 10; Лилеев, 1891,
с. 112). См. ниже, примеч. ???.
4
И самого Аввакума, по-видимому, называли Аввакумом Петровичем (так, во всяком случае, его называют старообрядцы), при том что он
не принадлежал к знати.
3