Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
146

Х. Иноческие имена в быту

за царя Федора Ивановича и которая приняла постриг с именем
Ирина, скончавшаяся в 1639 г., именуется на надгробной плите «старица княгиня Ирина Ивановна» (Максимович, IV, c, 245;
подробнее о ней см.: Экскурс ІІ, § 3). Соломонида Ржевская,
служительница Ксении Годуновой, постриженной с именем Ольга, последовательно именует царевну-инокиню в письме от 6
июля 1609 г. Ольгой Борисовной (АИ, II, с. 213, № 183–II; ср.:
Морозов, 1998, с. 451–452)1. Мать боярина Богдана (Иова)
Матвеевича Хитрово (1615–1680), в миру Пелагея Алексеевна
Ртищева / Хитрово († 1657 г.), называется в записке 1666 г.
«инокиней схимницей Прасковьей Алексеевной» (Шляпкин,
1891, с. 62). Царевна Софья Алексеевна, в иночестве Сусанна
(см. выше, § VIII–2), именуется в розметной книге 1700 г. «великою государынею инокою Сусанною Алексиевною» (Устрялов,
ІІІ, с. 408, примеч. 14). Несомненно, речь идет при этом о сословном значении отчества на -ич или его женского эквивалента
-на в Московской Руси (см. в этой связи: Чичагов, 1959, с. 47–
51; Унбегаун, 1971; Б. Успенский, 1995, с. 351–359)2.
Симеона Бекбулатовича († 1616 г.), именовавшегося ранее царем и великим князем всея Руси и ставшего затем великим
князем Тверским (см. о нем: § IV–2, а также Экскурс ІІ, § 2),
после насильственного пострига называют «старцем Стефаном
В этом письме Соломонида Ржевская обращается к своей матери
как к «Фефане Савиновне», но у нас нет точных сведений, была ли пострижена Феофана Ржевская и является ли, соответственно, ее имя Феофана
иноческим. В исследовательской литературе принято считать, что на момент переписки мать и дочь были монахинями (ср.: Дробленкова, 1998,
с. 303–304). Ср. ниже, примеч. ??? к настоящей главе.
2
Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало, 1651–1709) называет в письмах Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола, «Стефаном Васильевичем» (Шляпкин, 1891,
с. 374, 370, 375). Оба корреспондента были выходцами с Украины, а на
Украине отчества на -ич не имели сословного значения (см.: Б. Успенский,
1995, с. 355–359. Не исключено, что Димитрий Ростовский обращается
к Стефану Яворскому по-московски — так, как принято было в Московской Руси.
1