Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
144

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

имен, являющиеся исконной формой именительного падежа (Авксентій, Амфилохій, Арсеній, Никола). Таким образом, речь
идет о специфических формах мужских иноческих имен.
Употребление звательной формы собственных имен в значении именительного падежа — несомненный южнославянизм,
на Руси подобные формы появляются со вторым южнославянским
влиянием в кон. XIV–XV вв. (см.: Б. Успенский, 1969, с. 218–
219; Б. Успенский, 2002, с. 317–318, § 11.5.1; ср. в этой связи
выше, § III–3, VI–2). По-видимому, такие формы воспринимались как правильные корреляты греческих имен, поскольку они
часто встречаются в надписях на иконах XV–XVII вв., где вообще нередко наблюдаются греческие и псевдогреческие написания. С концом второго южнославянского влияния (сер. XVI в.)
эти формы практически исчезают из памятников письменности,
но они закрепляются в иконных надписях. Точно так же они закрепляются и в качестве специальных форм иноческих имен,
которые оказываются противопоставленными обычным формам
соответствующих имен. Поскольку монастыри были непосредственно связаны с византийской церковной традицией, специализация данных форм собственных имен как иноческих указывает на то, что они воспринимались как грецизмы (см. в этой
связи: Б. Успенский, 2002, с. 279–284, § 9.3). Иначе говоря, южнославянская форма имени воспринималась как чужая,
но при этом приближенная к греческой форме, что и способствовало сохранению ее как на иконных надписях, так и в монастырском обиходе.