Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
142

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

из того, что какие помню имена их, они взяты из мужских
(Тимковский, 1874, стлб. 1383)21.
Этот обычай был уже в Московской Руси (так, например,
в 1654 г. тюменский Ильинский монастырь возглавляла игуменья Прокла — Строев, 1877, стлб. 326). Он отразился в именах
старообрядческих инокинь у Мельникова-Печерского, ср. такие
имена, как Никанора, Филарета, Аркадия, Миронея, Евсихия,
Иринарха / Иринархия, Полихрония, Филагрия и т. п. (Мельников-Печерский, ІІ, с. 315–318; Мельников-Печерский, ІІІ,
с. 236; Мельников-Печерский, IV, c. 182, 375; ср.: Чернышев,
1947; Б. Успенский, 1969, с. 211; также: П. Смирнов, 1909,
с. 539–540)22. Возможно, этот обычай связан с отказом монахов от пола, хотя у мужчин подобное явление и не наблюдается.
Следует иметь в виду, вместе с тем, что у монахинь было меньше
возможностей выбирать редкое имя, чем у мужчин, — женский
именослов гораздо беднее мужского23.
Далее в тексте мемуаров упоминаются такие имена, как Варсонофия и Ипполита.
22
Мы упоминаем лишь имена, которые отсутствуют, насколько нам
известно, в дониконовском месяцеслове: очевидно, что инокини, носящие
такого рода имя, назывались в честь соответствующих мужских святых
(т. е. святых с именем Никанор, Аркадий, Филарет и т. п.). Ср., вместе
с тем, иноческое имя третьей жены царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного, Елены Ивановны Шереметевой — Леонида: мученица Леонида поминается 25 июня, это особая женская святая.
23
Митрополит Киприан в ответах игумену Афанасию, 1390–1405 гг.,
о которых мы уже упоминали выше, говорит: «Постригание же черньцем
и черницам едино есть, но токмо молитвы егда прочитает постригалныя,
и приидет, идеже имена святых и преподобных отець написана суть, тогда пременяеть имена на преподобных святых жен» (РИБ, VI, № 32, стлб.
256). В другом списке предлог на в последней фразе отсутствует: «...пременяеть имена преподобных святых жен» (АИ, І, № 253, с. 477). Вопреки мнению, высказанному ранее одним из авторов настоящей работы (см.:
Б. Успенский, 2014, с. 196), это замечание, по-видимому, не имеет отношения к рассматриваемой проблеме. Начало этой фразы («Постригание же
черньцем и черницам едино есть») имеет в виду особый чин пострижения
21