Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
140

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Соответственно, в послании к сыну Максиму Феодор называет Дамаскина Студита «безыменником»:
И о щепотке [трехперстном крестном знамени] в греческих книгах старых отнюдь несть, разве новаго некоего
безымянника подиакона Дамаскинскаго (Титова, 2003,
с. 174).
Ср. еще в челобитной Саввы Романова 1682 г.:
...а сей Дамаскин Студит иподиакон, иже написал треми
персты креститься, — неведомо кто бе и откуду, и каково
его житие, и в котором граде рождение его, нигде в древнем писании не обретается о нем, токмо в Скрижали напечатано, в неделю 6-ю поста слово Дамаскина Студита иподиакона, а кто он был таков и откуду — Бог весть (Три
челобитные…, 1862, с. 127).
Таким образом, старообрядцы отказываются считать имя
Дамаскин личным собственным именем. Между тем у новообрядцев это имя становится иноческим; оно оказывается при этом
и с к л ю ч и т е л ь н о иноческим именем18.
него не писано, и знамения и чюдес от него никакова не бывало; но был он
нѣкто — имянем Дамаскин, іподиакон и студит [по др. спискам: Дамаскинъ
вашъ именемъ поддіяконъ студитъ], рекше тщател[ь] во учениі. Но скажите ми от древних святых отецъ писания» (Белокуров, ІІ, с. 31–33).
Слово студит толкуется Арсением как «тщател[ь] во учениі».
18
Имя Дамаскин фигурирует в списке имен в Требнике 1658 г. (в списке имен в конце книги на листах, не имеющих пагинации). Как мы отмечали, в этом Требнике даются не специально иноческие имена, но имена общеупотребительные (см. выше, § ІІ, примеч. ???). Тем не менее, мы знаем
это имя исключительно как иноческое. Первые носители имени Дамаскин
были из Юго-Западной Руси. Так, в 1650 г. прибыл из Киева в Москву
иеромонах Дамаскин Птицкий (см.: Сменцовский, 1899, с. 19; Харлампович, 1914, с. 64, 77, 124), но затем в Москве был чудовский иеродиакон Дамаскин († 1706), ученик Епифания Славинецкого, — московского