Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
14

І. Общие предпосылки

одежду без пострижения) постригали прямо в великую схиму,
минуя малую5. В России пострижение в рясофор осуществлялось
5
См.: Дмитриевский, 1891–1892, с. 144–146, 173–175; Самуилов,
1905, с. 1786. «В современном Большом греческом евхологии, — писал
Дмитриевский, — хотя и содержатся все три чина монашеского пострижения, но в действительности они не имеют никакого практического применения. На всем православном Востоке, не только в патриарших городах:
в Константинополе, Дамаске, Александрии и Иерусалиме, но даже в обителях св. Афонской горы, Синая, св. Саввы Освященного и других... деления
монахов на три категории или класса не существует. Монастыри Востока
знают только докимов (учеников) или рясофоров и совершенных монахов
или же великосхимников наших; так называемых манатейных монахов, какими у нас считаются и все иерархи, на Востоке совершенно нет и такого
названия там никто не слышит. Что же касается чинов пострижения в монашество, то на Востоке ныне практикуется лишь чин пострижения в великую схиму, который совершается над рясофором спустя три года после поступления их в монастырь, после прохождения ими монашеского искуса...
Рясофоры на Востоке значительно отличаются от рясофоров наших русских обителей. Рясофорами обыкновенно делаются на Востоке просто, без
всяких религиозных церемоний. Лица, желающие жить в монастыре в этом
звании, в киновиях делают метание игумену в его келии, а в идиоритмах —
главному проэстосу в синодиконе... Рясофор на Востоке получает право носить рясу, наметку на камилавке и даже мантию, когда он, с благословения
игумена, исполняет в монастыре за богослужением роль канонарха, екклесиарха или кандидата. Изредка и в исключительных случаях прочитываются над рясофорами и положенные в евхологии молитвы. Это делается в том,
например, случае, когда рясофор, по воле игумена, назначается на послушание вне монастыря... Чтением этих молитв игумен желает как бы закрепить посылаемого рясофорного монаха за монастырем и установить более
тесную связь его со своею “метаниею” или обителью» (с. 144–145).
По указанию А. А. Дмитриевского, в кон. ХІХ в. на Афоне только
в русском Пантелеймонове монастыре были все три вида пострига. Вместе с тем ранее дело, по-видимому, обстояло иначе: еще в XVI–XVII вв.
в монастыре св. Павла на Афоне был особый постриг как в рясофор, так
и в малую схиму. Ср. расспросные речи cтарца Макария (в миру Микулы), киевлянина, взятого в плен в Литве, 1623 г.: «И он сшел... в Святую
Гору в Павлов монастырь, и того де монастыря игумен Викентей постриг
его в церкве в самой Велик день; а на постриганье давали ему евангилье
держать и вспрашивали: желает ли он иноческого чину? и он сказал, что