Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Новые иноческие имена, появляющиеся после реформ патриарха Никона

139

имя Дамаскин было воспринято как топонимическое прозвище
(ср.: Иоанн Дамаскин).
Романо-борисоглебский священник Лазарь († 1682 г.) говорит в челобитной царю Алексею Михайловичу 1668 г.
А что, государь, в новых книгах о трех перстах пишет Дамаскин иподиакон: и ему имени греки и наши новолюбцы
не ведают. И то, государь, знатно, яко без имени добрыя
люди не бывают, — сам, государь, рассуди (Субботин, IV,
с. 228–229).
Этот вопрос обсуждается в прении Феодора Иванова
(† 1682 г.), дьякона московского Благовещенского собора,
с Афанасием, митрополитом Иконийским, 1667 г. Феодор задает вопрос:
Отче, пожалуй — скажи ми: как имя прямое Дамаскину
вашему иподиякону? Всем человеком, святым и не святым,
имена есть, — и тебе имя знаю, Афанасий, и архимандриту имя Герасим; а ваш Дамаскин, что он без имени инок,
кой вам написал треми персты креститися нечестиво? Три
ему прозвания: от места, от града — иподиакон, студит,
дамаскин, — а имени ему праваго нет у вас! (Субботин,
VI, с. 59)17.
Ср. в этой связи прение Арсения Суханова с Паисием, патриархом
Иерусалимским, 9 апреля 1650 г.: «Старец же Арсениі вспросил у гречан:
скажите ми вы от писанія: гдѣ то написано, чтоб по вашему сложенію креститіся? И онѣ всѣ с патріархомъ сказалі, что писалъ имъ о том Дамаскин
ипод[ь]якон. Арсениі говорил: у нас Дамаскина ипод[ь]якона книги нѣт
и не знаем, хто он. У нас есть книга Іванна Дамаскина, что был в Дамаску,
и рука его бѣ отсечена и Богородица тоѣ руку ему исцелила в одну нощь; и о
том ничего он не пишет. И гречаня сказалі: не Иван то имъ писал, но Дамаскин нѣкто именем, иподиаконъ и студит; а был онъ в недавных лѣтах,
тому лѣт с 70, какъ умеръ. Арсениі говорил: я тому вашему Дамаскину
не вѣрю, потому что был после седмаго собора спустя многое время; и откуду он родом, и каково его житіе было и в кое лѣто был он, того у вас про
17