Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
138

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

святцах — память 29 июля)13. Затем, возможно, в связи с почитанием Серафима Саровского (которое началось задолго до его
официальной канонизации в 1903 г.), оно становится крестильным именем14. Имя Херувим в России встречается очень редко и,
кажется, только у монахов15.
Другим типичным иноческим именем, появившимся при Никоне и вызвавшим резкую критику его оппонентов, является имя
Дамаскин. В сер. XVII в. это имя становится предметом яростной полемики в связи с вопросом о перстосложении при совершении крестного знамения — поскольку в никоновской «Скрижали» говорится, что креститься тремя перстами предписано
в слове «Дамаскина монаха, ѵподїакона и стꙋдита» (Скрижаль,
1656, с. 857, 873). Имеется в виду инок Дамаскин (в миру Дионисий, † 1577 г.; см. о нем: Л. Герд, 2006)16, однако на Руси
13
Ср., например: иеродиакон Серафим (1733 г., см.: Чистович, 1887,
с. 46–47); учитель Троицкой семинарии Степан, в монашестве Серафим
(1743 г., см.: Харлампович, 1914, с. 671); Серафим Саровский (в миру
Прохор Исидорович Мошнин; принял монашество в 1786 г.).
14
Одним из первых известных нам носителей этого имени был священник Серафим Шашков, отец публициста Серафима Серафимовича
Шашкова (1841–1882). Другим ранним обладателем имени Серафим был
казачий есаул Серафим Иванович Попов, отец писателя Александра Серафимовича Серафимóвича (1863–1949). Настоящая фамилия А. С. Серафимовича — Попов; в 1889 г. он принял псевдоним Серафимóвич, т. е.
взял в качестве литературного псевдонима свое отчество (Серафи́мович), изменив в нем ударение и превратив таким образом в фамилию.
15
В ХІХ в. в Курске был старец Херувим (см.: Ильинская, 1999, с. 9).
Мы можем назвать также схиархиепископа Русской катакомбной церкви
Херувима (в миру Михаил Максимович Дегтярь); по некоторым сведениям,
он принял постриг от схиархимандрита катакомбной церкви Лаврентия
Черниговского (в миру Лука Евсеевич Проскура, 1868–1950). Ср. также
женское иноческое имя Херувима (схимонахиня Херувима, духовная дочь
Амвросия Оптинского).
16
Этот Дамаскин был одно время патриаршим экзархом в России (см.:
Л. Герд, 2006, с. 688). Он никак не мог быть иподиаконом Студийского монастыря (как это традиционно считается), которого в его время уже не существовало. О его сочинениях см.: Белокуров, І, с. 211–212 (примеч. 86).