Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Новые иноческие имена, появляющиеся после реформ патриарха Никона

137

Равным образом инок Авраамий († 1672 г.) говорит о Никоне:
...яко льстец во всем хощет быти подобен Христу. И зело
подобится инок-пагубник: яко Иерусалим в северной стране и реку Истру Иорданом проименовал и церковь такову,
какова во Иерусалиме, построил, и в том своем лстивом
Иерусалиме станом устанился, и своего лстиваго Иерусалима селом и деревням, такоже и горам, имена новыя подавал против сущаго Иерусалима: Назарет, Вифлием,
и протчия проименованы все. А чернцам младым, постригая, имена дает Херувимами и Серафимами («Послание
к некоей дщери Христовой» — Субботин, VIIІ, с. 367)12.
И епископ Александр Вятский (1603–1678), критикуя
в 1666 г. никоновский требник, замечает по поводу положенных
в новоисправленном требнике новых иноческих имен, не употреблявшихся доселе ни на Руси, ни у греков:
Аще они [имена] не обретаются в греческих и в киевском
потребнике и у нас в великой России, то где обрести возможно: яве в римском костеле у латинника папы и у жидов, а иные у еллин; но сих подражати нам верным не буди,
да не радость тем будет, верным же плач. Но и у жидов
дерзость таковая не бывала, еже звати человеки Херувим
и Серафим, кто бо сицевая от верных слышав, паче же видев, не соблазнится и окаянна дерзости исполненного нарицати не будет (Каптерев, І, с. 495).
До ХІХ в. имя Серафим было исключительно иноческим
(при том что женское имя Серафима есть в дониконовских
далъ: Херувимъ и Серафимъ, на претыканіе и соблазнъ вѣрнымъ, паче же
Церкви» (Аввакум, 1927, стлб. 749). Слово бѣшен(н)ый означает у Аввакума ‘одержимый бесом, бесноватый, daemonicus’.
12
Ср. аналогичное место у Авраамия в «Послании к некоему боголюбцу» (Субботин, VII, с. 421).