Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
134

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Несомненно, этот обычай был уже в Московской Руси; он отразился, между прочим, в наименовании старообрядческих иноков. В XVIII в. у старообрядцев-поповцев были инокини Рахиль, Голиндуха, Платонида, Гавделла (см.: П. Смирнов, 1909,
с. 539–540; Мордовцев, 1901, с. 77). Эти имена отсутствуют
в дониконовских святцах6.
мы можем судить об употребительности имени по его отражению в фамилиях. Скажем, такие имена, как Никон, Назарий, Амос, Елевферий, Евтропий, Евстафий, Евпсихий, Евпатий могут считаться редкими сегодня, но более или менее известные фамилии Никонов, Назаров, Амосов,
Алфёров, Антропов, Астафьев, Олсуфьев, Алпатов говорят о том, что
ранее эти имена не были исключительно иноческими. Между тем, фамилии
Анатольев или Натольев, кажется, встречаются совсем не часто, и это
может свидетельствовать о том, что имя Анатолий сравнительно недавно было по преимуществу иноческим. Имя Евпатий, казалось бы, греческого происхождения и должно, по-видимому, восходить к Εὐπάτιος, но в
греческом, как будто, такого имени нет (см.: Архипов, 1995, с. 332, 333);
по-видимому, это гиперкорректная форма имени Ипатий, образовавшаяся на Руси.
В берестяной грамоте из Старой Руссы № 39 (XIV в.) фигурирует
имя Ꙍзѣкѣи, представляющее собой, как полагают публикаторы, народную адаптацию библейского имени Езекия (о царе Езекии говорится в 4-й
книге Царств и в книге пророка Исаии, гл. 36, 38) (см.: Янин, Зализняк
и Гиппиус, 2015, с. 167–169); нельзя исключать, впрочем, что здесь отразилось имя Иезекииль. Из контекста не усматривается, что носитель этого
имени был монахом.
6
От редких имен, которые отсутствуют в святцах, необходимо отличать те случаи, когда иноческое имя представлено в документе в искаженной форме. Так, в списке надгробий Троице-Сергиева монастыря
значится «Иванъ Ондреевичь Писемской, во иноцѣхъ Иоръ, преставися
7104 (1595) г. декабря в 5 день» (Леонид Кавелин, 1879, с. 96; ДРВ,
XVI, с. 321). Это имя встречается и в форме Иер (Леонид Кавелин, 1879,
с. 36). Надо полагать, что перед нами сокращение имени Иерон.
Обратим внимание на фигурирующее в том же списке упоминание иноческого имени Тихомир: «...дьякъ Ѳеоктистъ, во иноцѣхъ Тихомір» (Леонид Кавелин, 1879, с. 98). Имя Тихомир определенно относится к числу
некалендарных (нехристианских) (см.: Тупиков, 1903, с. 447) и не может выступать в качестве иноческого. В данном случае перед нами ошибка