Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Обычай давать при постриге редкие имена

133

Хризостом, Дамаскин, Исихий и т. п. Таким именем является, в частности, имя Боголеп, о котором мы говорили выше (в
§ VI–1). Примером женского имени, которого нет в святцах, может служить имя Тарсила3. В церковной литературе специально
отмечается, что инокам «даются имена, не находящиеся в святцах», причем приводятся практические указания относительно
того, когда надлежит праздновать день ангела лицам, носящим
такие имена; здесь же содержатся примеры женских иноческих
имен: Митрополия, Назарета (К вопросу об именах..., 1897,
с. 409, 416; ср.: Клюйко, 2013)4.
Когда установился этот обычай, сказать трудно: это предполагало бы специальное исследование, поскольку само понятие
употребительности или неупотребительности имени относительно и меняется со временем. Вместе с тем целый ряд распространенных сейчас имен — такие, например, как Анатолий, Аркадий, Евгений, Сергий, — восходит, по-видимому, к именам
иноческим, представляя собой результат своего рода «омирщения» (профанного употребления) этих последних5.
Петергофа в 1806–1808 гг.). Иноческое имя Закхей встречается на русском Севере в XV–XVII вв.: книгописец Закхей в кон. XV в. был в Валаамском монастыре, позднее он становится игуменом Хутынского монастыря (см.: Турилов, 2008); в Вяжищском монастыре в кон. XVI — нач.
XVII в. был игумен Закхей (см.: Охотина-Линд, 1996, с. 141, примеч. 19);
инок Закхей упоминается в Житии Корнилия Комельского, † 1538 г. (см.:
Сергеев, 2005, с. 332).
3
Инокиня Тарсила, дочь Ивана Ивановича Вяземского Старого,
в нач. XVII в. жила в Суздальском Покровском монастыре (Токмаков,
1889, с. 22; Варганов, 1971, c. 160). Имя Тарсила восходит к Trasilla /
Tarsilla, так звали тетку папы Григория Великого († 604); в Католической
церкви память ее отмечается 24 декабря, тогда как в месяцесловах Православной церкви это имя отсутствует. Так, его нет в «Полном месяцеслове»
Сергия Спасского (см.: Сергий Спасский, I–III).
4
Иноческое имя Назарета может рассматриваться как женский
вариант имени Назарий (см. в этой связи ниже, § ІХ–3), сближенный
по форме с топонимом Назарет.
5
Понятие редкого имени, разумеется, условно: в разное время разные имена могут считаться редкими. С некоторой степенью вероятности