Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Сохраняется ли патрональный святой при сохранении монашеского имени 131

4. В вышеприведенных примерах сохранение имени при постриге в великую схиму может отличаться от сохранения имени в схиме малой: в самом деле, в новое время — когда появляется обычай менять имя в великой схиме, — сохранение имени
в малой схиме в принципе предполагает перемену патронального
святого (см. выше, § V–2); между тем в рассмотренных случаях
такой перемены, по-видимому, не было (см. § VIII–2).
В других случаях, однако, сохранение имени в великой схиме
происходит по той же модели, что и сохранение имени в малой
схиме, т. е. меняется патрональный святой. Если при пострижении в малую схиму при этом сохраняется имя, полученное при
крещении (крестильное имя), то при пострижении в великую
схиму сохраняется имя, полученное при предшествующем пострижении (мантийное имя); в обоих случаях при постриге сохраняется п р е ж н е е имя.
Так, Питирим, митрополит Волоколамский (в миру Константин Владимирович Нечаев, 1926–2003) был пострижен в малую
схиму в 1959 г. в честь святителя Питирима Тамбовского; перед кончиной он принял великую схиму в честь другого Питирима — священномученика Великопермского и Усть-Вымского.
Сходным образом схиархимандрит Власий (Перегонцев), духовник Пафнутьева-Боровского монастыря (род. 1934 г.), сначала
был пострижен в малую схиму с именем Власий (в честь Власия
Севастийского), а затем (в 1980 г.) — в великую схиму с тем
же именем, переменив при этом святого (им стал Власий Кесарийский). Обычай, принятый при пострижении в малую схиму
(в случае сохранения имени), распространяется, таким образом,
на схиму великую.
Сохранение монашеского имени в великой схиме в принципе
продолжает великорусскую традицию: как уже говорилось, в Московской Руси при принятии великой схимы имя обычно не менялось (см. выше, § IV–1). Перемена же патронального святого
при сохранении монашеского имени в великой схиме, напротив,
представляет собой, по-видимому, новое явление, обусловленное
влиянием соответствующей практики при принятии малой схимы.